Этапы работы с текстом
№ 207
(Урок русского языка в 6 классе)
Наиля ХАМИДУЛЛИНА,
учитель русского языка и литературы гимназии №125 г. Казани
Цель: формирование навыков, читательской грамотности на уроке.
Задачи:формировать навыки смыслового чтения:
– работать с заголовком текста;
– обобщить первичную информацию о башне Сююмбике;
– уметь выразительно читать текст;
– уметь находить в тесте ключевые слова;
– научиться находить информацию в тексте и уметь применять её в жизни;
– воспитать патриотическое отношение к памятникам татарского народа;
– пробудить интерес к истории нашего города;
– формировать умение учащихся работать в коллективе, отстаивать свою точку зрения.
Тип урока: изучение нового материала
Педагогические технологии: технология групповой работы, индивидуальные задания.
Метод урока: частично-поисковый.
Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, работа в парах.
Средства наглядности: раздаточный материал (карточки с текстами), презентация.
Оборудование: проектор, экран, карточки.
Ход урока
IОрганизационный момент.
Учитель:Здравствуйте,ребята!Посмотрелидруг-другу,улыбнулись,пожелали доброе утро!
- Проверка домашнего задания. Упр.150,зад.4,5- чтение и обсуждение сжатых изложений,обсуждение видов чтения.
III. Мотивация обучающихся и целеполагание.
Что мы сейчас анализировали? Предложения?
Дети: да
Учитель: при помощи чего слова в предложениях связываются?
Дети: при помощи смысла.
Учитель: какая часть слова помогает согласовывать слова друг с другом?
Дети: окончание.
Учитель: Слова соединяются при помощи окончаний в предложении, а из нескольких предложений, объединенных одной темой, получается…? (Текст)
Учитель: Что такое текст? Какую тему мы будем сегодня повторять?
Дети: текст – это одно или несколько предложений, которые связаны друг с другом по смыслу.
Признаки текста. Первый признак: предложения тесно связаны между собой по смыслу, то есть объединены общей темой и основной мыслью.
Учитель: Раскрыта ли тема и основная мысль данного текста? Значит, текст завершен и закончен.
Вторым признаком текста является как раз завершенность и смысловая законченность.
Третьим признаком текста является последовательность изложения.
Учитель: можем ли мы подобрать к тексту заголовок? Какой? А что выражает этот заголовок?
Четвертым признаком текста является наличие заголовка, в котором выражается основная мысль.
Учитель: Кто попробует назвать все признаки текста?
Дети: перечисляют.
Учитель: теперь можно дать и определение понятию текст, так что же такое текст?
Дети: Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически, расположенных в определённом порядке, имеющих тему и основную мысль (Запись в тетрадь).
Первичное закрепление умений по использованию на практике новых знаний. Работа с текстом.
Учитель: Перед вами лежат листочки. А теперь прочитайте и докажите что здесь написано?
Удивительную власть имеют над человеком архитектурные памятники прошлого. Их называют безмолвными свидетелями истории или письменами каменной летописи нашей родины. Живописно, широко и раздольно раскинулся казанский кремль на высоком холме.
Архитектурный символ Казани – стройная семиярусная башня Сююмбике из красного обожжённого кирпича. Высота её – 58 метров, а над Казанкой она возвышается почти на 80 метров. Расположение башни на возвышенном месте кремлёвского мыса делает её самой приметной точкой города. Башня расположена внутри Казанского кремля, в отдалении от крепостных стен, и благодаря своему положению несла функцию дозорной (сторожевой) крепостной башни. С её вершины открывается широкий вид на реки Казанку, Волгу и окрестности.
Вопрос о времени сооружения башни остается спорным, однако большинствo ученых датируют это сооружение XVI веком. Во времена взятия Казани Иваном Грозным татарские князья обвинили последнюю царицу Казанского ханства Сююмбике в предательстве и выдали её русскому царю. После падения города казанскую царицу и её пятилетнего сына Утямыш-Гирея увезли в Москву, а из мавзолея удалили могилу Сафа-Гирея, мужа Сююмбике. Тогда же по приказу Ивана Грозного и была построена башня, получившая имя Сююмбике.
Долгие века башня Сююмбике первой встречала рассвет да последней провожала закат. Много легенд связано с башней. Преданиями овеяно имя царицы Сююмбике, ставшей воплощением верности своему народу. Легенды живут, вдохновляя художников на новые произведения.
Известно, что в настоящее время Сююмбике – одна из падающих башен мира: она отклонилась от своей вертикальной оси почти на 170 сантиметров. Учёные и архитекторы предпринимают попытки спасения памятника. Сейчас башню опоясывает железное кольцо и удерживает её от падения. Священный памятник татарского народа признан памятником культуры мирового значения и находится под защитой ЮНЕСКО.
Учитель: Перед нами что лежит?
Ученик: Текст.
Учитель: Как докажешь?
Ученик: Здесь мы видим предложения, которые связаны между собой. Основная мысль текста завершена и закончена.
Учитель: Озаглавьте этот текст так, чтобы в нем отразилась тема текста, затем основная мысль и запишите.
Ученик: Башня Сююмбике.
Учитель: Правильно, ребята. Еще до прочтения текста мы можем составить некоторое представление о нем. Прежде всего по заголовку. Он часто отражает тему текста. Это чаще всего касается научного, официально-делового стиля. Порой нас привлекает к прочтению текста броский, остроумный заголовок. Такое часто встречается в газетных статьях, то есть в текстах публицистического стиля.
Мнение о тексте можно составить и просто, кинув взгляд на него: каков объем текста, удобно ли его читать, поделен ли он на абзацы, есть ли выделенные слова, о чем говорят иллюстрации, схемы и т.д.
Представление о тексте до чтения- это первый этап работы с текстом.
На втором этапе, когда текст уже прочитан, мы можем ответить на вопросы по тексту, сформулировать свои вопросы, составить план, по контексту догадаться о значении незнакомых слов.
А третий этап- это осознание текста, принятие его как основы, опоры для рассуждения, для формирования собственного мнения. Мы можем согласиться или поспорить с автором, приведя аргументы; можем сравнить данный текст с другими текстами, высказать свое отношение.
Сегодня попробуем освоить все три этапа работы с текстом.
Закрепление изученного материала
— Ребята, вы доказали, что перед вами лежит текст и назвали его «Башня Сююмбике».
— А что вы знаете про эту башню?
— Башня является достопримечательностью города Казани.
— Эта башня падающая.
— Очень много легенд об этой башне.
— Молодцы.
— А теперь прочитаем текст и перейдем к 2 этапу изучения текста.
(дети читают текст)
— Отвечаем на вопросы по тексту.
Задание 1.
Какая высота башни Сююмбике? Выберите 1 вариант ответа
1.43 метра
- 51 метр
- 58 метров
- 61 метр
Задание 2.
Какой материал применялся для строительства башни?
Задание 3.
Какую функцию несла башня Сююмбике? Выберите 1 вариант ответа
- Дозорная (сторожевая)
- Украшение Казанского кремля
- Как религиозное сооружение
- Как резиденция татаркой царицы
Задание 4.
Какое утверждение верное? Если утверждение верное, поставьте А, если неверное – Б.
Утверждение | А (да) Б (нет) |
1) Вопрос о времени сооружения башни остается спорным, однако большинствo ученых датируют это сооружение XVI веком. | |
2) Вопрос о времени сооружения башни остается спорным, однако большинствo ученых датируют это сооружение XVII веком. | |
3) Сююмбике – одна из падающих башен мир: она отклонилась от своей вертикальной оси почти на 170 сантиметров. | |
4) Сююмбике – одна из падающих башен мир: она отклонилась от своей вертикальной оси почти на 176 сантиметров. |
Задание 5.
Какие архитектурные сооружения являются символами Казани? Напишите правильные номера ответов.
- 2. 3.
Задание 6. На какие реки открывается вид с башни?
Задание 7. На сколько метров возвышается башня с Казанки?
Задание 8. Установите соответствие между микротемами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблице.
А | 1.Много легенд связано с башней. |
Б | 2.Известно, что в настоящее время Сююмбике – одна из падающих башен мир |
В | 3.Живописно, широко и раздольно раскинулся казанский кремль на высоком холме. |
Г | 4.Расположение башни на возвышенном месте кремлёвского мыса делает её самой приметной точкой города |
Д | 5.Вопрос о времени сооружения башни остается спорным, однако большинствo ученых датируют это сооружение XVI веком. |
А | Б | В | Г | Д |
Рефлексия
Учитель: Сегодня мы с вами очень плодотворно поработали, и мне хотелось бы узнать, что нового вы узнали сегодня и чему научились. Для этого вы заполните схему на ваших листочках. Проверив ваш тест и проанализировав вашу деятельность на уроке, я оценю и каждому поставлю оценки (Даны 3 этапа изучения текста, вы должны их назвать).
Домашнее задание по группам:
1) найти другие легенды связанные с именем «Сююмбике»;
2 ) найти поэтические тексты наших земляков-поэтов о Сююмбике;
3) подобрать иллюстративный материал связанный с темой урока;
4) написать сочинение на тему: «Башня Сююмбике- гордость Казани».