Школа здоровья

№ 205

(Авторская программа элективного курса для учащихся 6 класса с ОВЗ)

Аида ХАМИДУЛЛИНА,

учитель-дефектолог высшей квалификационной категории Казанской школы-интерната №1 для детей с ОВЗ

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времён и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.

Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. Вот почему так необходима и образовательная, и воспитательная деятельность семьи, школы и всего общества по вопросам сохранения и укрепления здоровья. Отсутствие у ребят элементарных знаний о том, как стать здоровым, сохранить и укрепить своё здоровье – это вина родителей и педагогов. Здравоохранительное образование должно помочь людям узнать всё о сущности здоровья человека: о том, что укрепляет или ослабляет его, об умении сохранить его самим человеком.

Сложившаяся ситуация в сфере физического, психического, социального, нравственного и духовного здоровья детей диктует необходимость принятия неотложных мер на государственном уровне. В связи с этим актуально значимым и востребованным сегодня становится создание оздоровительных программ, методических, учебных пособий, в структуре образовательных учреждений, где может успешно проводиться работа по сохранению и укреплению здоровья молодого поколения, экономически малозатратными и в то же время эффективными методами и приёмами.

Введение нового ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы школьного образования предусматривают разработку специальных образовательно-коррекционных программ и форм организации работы, которые в наибольшей степени соответствовали бы  потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья. Сейчас задача  педагогов общеобразовательной школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в процессе которой у каждого обучающегося появился механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество. Система коррекционно-развивающего обучения направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, что способствует их умственному развитию.

Данная программа «Школа здоровья»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ОВЗ. Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, нормам и требованиям высшего дополнительного профессионального образования. Данная рабочая программа составлена на основе следующих документов:

– Закон Республики Татарстан “Об образовании”;

– Закон Российской Федерации “Об образовании”;

– учебный план ГБОУ «Казанская школа-интернат №1 для детей с ограниченными возможностями здоровья», утверждённый приказом по школе от 26 августа 2021 г.

Специальная (коррекционная) школа должна стать «школой здорового стиля жизни» учащихся, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья. Исходя из этого, занятия оздоровительно-педагогического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать элементы инновационных технологий и двигательные упражнения.

Одной из важнейших задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является их социальная адаптация в обществе, а это включает в себя освоение индивидом социальных норм, культурных ценностей, стереотипов поведения, подготовки к жизни посредством обучения их навыкам повседневной  необходимости, в том числе получении, овладении и применении знаний, умений, навыков здорового образа жизни, которые позволят им адаптироваться к условиям социальной среды и функционировать в ней. Поэтому так важно вооружить детей необходимыми теоретическими знаниями, сформировать практические умения и навыки по ведению здорового образа жизни.

Логика подсказывает, что при всей важности существующих учебных предметов, которые знакомят ребёнка с окружающим, его законами, историей и т.д. в т.ч. и предмета «Естествознание», должен быть предмет или курс дополнительных занятий, который более глубже, более подробно познакомит школьника с ним самим, его внутренними возможностями, конфликтами, тайнами, вооружит теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, способствующими сохранению и укреплению здоровья человека

Программа «Школа здоровья» реализуется на специальных групповых занятиях, которые проводит педагог.

Цель программы: сформировать знания, умения, навыки здорового образа жизни у учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Задачи программы:

– обеспечить учащихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранить и укрепить здоровье;

– сформировать у школьника представление об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих;

– сформировать основания для критического мышления по отношению к ЗУН и практическим действиям, направленным на сохранение здоровья;

– научить ребёнка различным методам эмоционального сенсорного восприятия и оценки себя и окружающего мира;

– показать практические методы общения между людьми: научить ребёнка позитивным методам решения конфликтных вопросов с взрослыми и сверстниками;

– научить практическим методам самостоятельного принятия решений, ориентированных на собственное здоровье;

– познакомить с основами безопасного поведения в самых различных ситуациях.

Основными путями реализации данной программы являются следующие:

– организация специальных групповых занятий;

– организация физкультурно-оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий;

– организация экскурсий.

Программа включает в себя примерное распределение тем по разделам, в которых предлагается ориентироваться не только на усвоение детьми знаний и представлений, но и на становление его мотивационной сферы поведения, реализации усвоенных знаний и представлений в реальном поведении. Особое внимание необходимо уделять способам закрепления изучаемого материала. Учащимся необходимо предлагать вариативные задания, нацеленные на расширение и обогащение сформированных представлений о здоровом образе жизни, отраженных в разных видах деятельности. Главное заключается в том, чтобы создать условия для формирования переноса усвоенного навыка и связанного с ним представления из учебно-воспитательной ситуации в повседневную жизнь.

Методика работы строится в направление личностно-ориентированного взаимодействия с детьми. Каждое занятие содержит познавательный материал, соответствующий возрастным и психофизическим особенностям детей с нарушениями интеллекта, и сочетается с практическими заданиями, необходимыми для развития навыка ребенка. Занятия требуют творческого подхода со стороны педагога. Они могут быть разных видов: беседа, дидактическая игра, оздоровительные минутки, творческие и деловые игры, игры-инсценировки, комплекс упражнений, общение с природой и другими.

Педагогу необходимо помнить, что невозможно воспитать ребенка без личного примера. Только личный пример рождает в детях с нарушением интеллекта искреннюю заинтересованность. В конечно итоге все занятия должны приносить детям радость, чувство удовлетворения, понимания, значимости изучения данного направления.

Программа «Школа здоровья» (6 класс) состоит из следующих разделов:

  1. Познай себя. 2. Я и другие. 3. Здоровое питание. 4. Поведение в экстремальных ситуациях. 5. Предупреждение употребления ПАВ. 6. Моя безопасность в моих руках. 7. Полезные советы.

Она рассчитана на 34 занятия в год, по 1 занятию в неделю.

Тематическое планирование программы

 

Разделы Тематика занятий
Познай себя (4 час.) 1. Вводный урок элективного курса « Школа здоровья».

2. Эмоции человека и его здоровье.

3. Неприятные эмоции и их преодоление.

4. Воспитание волевых чувств.

Я и окружающие (3 час.) ( 1. Моё общение с взрослыми.

2. Моё общение со сверстниками.

3. Конфликты. Способы их разрешения.

Здоровое питание (4 час.) 1. Гигиена питания. Качество употребляемой пищи.

2. Витамины. Авитаминоз.

3. Предупреждение желудочно-кишечных и глистных заболеваний.

4. Предупреждение пищевых отравлений.

Поведение в экстремальных ситуациях (7 час.) 1. Первая помощь при нарушениях опорно-двигательного аппарата.

2. Первая помощь при кровотечениях (раны, ссадины,  порезы).

3. Первая помощь при травмах глаз, ушей.

4. Первая помощь при укусах насекомых, животных.

5. Экстремальная ситуация на воде.

6. Первая помощь при солнечном и тепловом ударе.

7. Экстремальная ситуация, связанная со встречей с незнакомым опасным человеком.

Предупреждение употребления ПАВ

(3 час.)

1. Привычки и здоровье.

2. Активное и пассивное курение.

3. Алкоголизм. Рядом – опасный человек.

Моя безопасность в моих руках (6 час.) 1. Личная безопасность на улице.

2. Безопасное поведение в школе.

3. Безопасное поведение дома.

4. Стихийные бедствия и безопасность человека.

5. Терроризм – что это такое?

6. Безопасность на дорогах.

Полезные советы

(6 час.)

1. Режим дня.

2. Закаливание.

3. Сон – лучшее лекарство.

4. Гигиена тела и одежды.

5. Лекарства. Плохое самочувствие.

6. Лесная аптека.

Обобщающее занятие (1 час.) 1. Моё здоровье в моих руках.
34 занятия  

 

Список используемой литературы

  1. Вострокнутов И.В. Антинаркотическая профилактическая работа с несовершеннолетними групп специального риска. – М., 2004.
  2. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги, уроки здоровья. – М.: ВАКО, 2004.
  3. Жирова Т.М. Твоя жизнь – твой выбор. Развитие ценностей ЗОЖ у школьников (психолого-педагогические рекомендации). – Волгоград: Панорама, 2006.
  4. Касаткина В.Н., Щеплякина Л.А. Здоровье (учебно-методическое пособие для учителей 1 – 11 классов). – М., 2003.
  5. Касаткина В.Н. Педагогика здоровья. Программы и методическое руководство для учителей начальных классов. – М.: Линка-Пресс,1998.
  6. Климович В.Ю. Детство без алкоголя. Профилактика детского и подросткового алкоголизма. – М.: Центр ПЛАНБТАРИУМ, 2004.
  7. Колесов Д.В. Антинаркотическое воспитание (учебное пособие), 3-е издание. – Воронеж: ИПО «Модек», 2001.
  8. Кулинич Г.Г Вредные привычки. Профилактика зависимости. – М.: Вико, 2007.
  9. Макеев Л.Г. Ранняя профилактика наркотизма у детей и подростков. – М, 2000.
  10. Матвеева Е.М. Азбука здоровья. Профилактика вредных привычекв /воспитательная работа в классах коррекции/. – М.: Глобус, 2007.
  11. Пузанова Б.П. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. – М., 2001.
  12. Ралькович Т.А., Высоцкая И.В. Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. – М.: ВАКО, 2004.
  13. Симонятова Т.П., Паршутин И.А. Психологическое сопровождение образовательной программы. – М.: Здоровье. 2003.
  14. Сократова Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. – М.: Творческий центр, 2005.
  15. Пузанова Б.П. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. – М.. 2001.
  16. Шабанов П.Д. Руководство по наркомании. – С-Пб.: Лань, 1999.
  17. Щербакова А.М. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях 8 вида: новые учебные программы и методические материалы. – М.: НЦ ЭНАС, 2002.