Корень. Однокоренные слова
№ 200
(Урок по русскому языку во 2 классе)
Вилиана БУЛАТОВА,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории многопрофильного лицея №187 г. Казани
Цель: развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов.
Задачи:
– развить умение находить однокоренные слова;
– развивать умение выделять в однокоренных словах корень;
– понимать лексическое значение однокоренных слов и корня в них.
Планируемые результаты урока:
- Сформируются
– базовый уровень умений работать с информацией по теме;
– умение выстраивать речевые высказывания, работать самостоятельно и в паре, уважительное отношение к иной точке зрения;
– у обучающихся навыки исследования, логических рассуждений;
– начальные формы рефлексии;
– базовый уровень умений.
- Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня.
- Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова.
- Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем (горе, гора, гореть).
Оборудование: компьютер, презентация урока, демонстрационный раздаточный материал, материал для работы в группах, «Цветок»(рефлексия).
Формы работы: самостоятельная, индивидуальная, групповая работа.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, словесно-логический, метод самостоятельной работы учащихся, метод групповой работы учащихся.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, карточки с заданиями, цветочки, цветные карандаши, учебник русского языка, рабочая тетрадь по русскому языку.
Ход урока
- I. Организационный момент. Эмоциональный настрой
Учитель. Ребята, давайте и мы улыбнемся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!
– В стихотворении Фёдора Ивановича Тютчева упоминается какое время года? (Весна.)
– А весна – пора оживления природы, пора цветения. И сегодня на уроке каждый из вас сможет вырастить свой необычный цветок.
– Скажите, а с каким настроением вы начинаете урок?
– Свое настроение я предлагаю каждому из вас выразить, раскрасив лепесток № 1 у цветка, который лежит перед вами на столе. Красный цвет – настроение отличное, желтый – хорошее, синий – грустное.
– И я тоже покажу вам свое настроение. (Учитель помещает на доску лепесток соответствующего цвета.)
– Ребята, я вижу, что не у всех настроение в начале урока отличное, давайте проведем наш урок так, чтобы в конце урока у вас настроение было прекрасное.
- II. Целеполагание и мотивация
Учитель. Я предлагаю прочитать пословицы:
Учиться всегда пригодится.
Учёба и труд всё перетрут.
Корень учения горек, а плод сладок.
Учитель. Какую пословицу выберем девизом урока? (Выслушиваются все мнения детей, одновременно идёт работа над смыслом пословиц.)
1-я пословица: знания никогда не бывают лишними, без знаний сложно приспособиться в жизни.
2-я пословица: если быть терпеливым и трудиться, то всего можно добиться.
3-я пословица: учиться тяжело, зато много пользы получишь.
Учитель. Опираясь на выделенные слова, сформулируем тему урока. (Тема: «Корень слова. Однокоренные слова».)
Учитель. Сегодня у нас необычный урок, урок-исследование. А кто такой исследователь?
– Как доказать, что вы правы? (Нужно посмотреть в толковом словаре, в электронной энциклопедии.)
– Давайте обратимся к словарю С.И.Ожегова, который лежит у меня на столе. (Вызванный ученик открывает словарь там, где заложена закладка, находит нужное слово и читает его определение.)
«Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению».
Учитель. Откройте тетради и запишите дату исследования, чистописание.
– Чтобы узнать сегодняшнее словарное слово, вам нужно его собрать. итак:
– Окончание от слова: мама, суффикс от слова волчица, а корень от слова: лисята – лисица (что знаем о лисицах?)
– Записали словарное слово, поставили ударение, подчеркните безударную гласную, поделили на слоги.
III. Актуализация знаний
Выводятся слова:
Лиса, лисята , листочек.
(Слова записаны на карточках, карточки прикреплены на магнитной доске).
– Что вы можете рассказать об этих словах? (Слова все начинаются на букву «л». Слова относятся к части речи имя существительное, они одушевлённые, нарицательные.)
– Какое слово «лишнее»? (Выслушиваются разные варианты ответов:
лиса– количество букв и звуков совпадает;
лисята – существительное в форме множественного числа;
листочек– (Каждый раз вызванный к доске ученик убирает карточку с предложенным вариантом, после выслушанного доказательства учитель возвращает карточку на место.)
– Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с этим заданием.
Учитель. Давайте раскрасим лепесток № 2: красный цвет – правильно и аккуратно написаны все буквы и соединения; желтый – работа выполнена не очень хорошо; синий – неаккуратное выполнение работы.
- IV. Исследование
- Постановка проблемы.
Учитель. Ранее, мы пришли к выводу, что слово похоже на модель, собранную из деталей конструктора, и состоит из отдельных частей.
– Как вы думаете, все ли части в слове равноправны или есть какая-то главная часть слова?
– А как называется общая часть записанных вами слов? (Корень.)
– Что такое корень?
– А правильно ли вы говорите, узнаем выполнив упр. 61.
– Что обозначает слово Водопой? Сколько всего животных шли? (8)
– Выписать животного и детеныша. Что общего?
1-й вывод – слова-родственники.
– Выделить корень. Во всех ли словах корень одинаковый? (Медведь и медвежонок – чередование согласных.)
– Совпадают ли значения?
2-й вывод: значит корень – общая часть слов.
Учитель. Молодцы, ребята!
– Ребята, а где вы слышали такое слово «корень»? (Выслушиваются мнения детей)
– Действительно, корень – это:
– Вспомните, В какой пословице встретилось слово корень? (Корень учения горек, а плод сладок.)
– Корень учения – это основа знаний. Что же мы видим: что у всех значений данного слова есть общее: корень – это важная, главная часть чего-либо.
– Ребята, а какое значение корня будет интересовать нас на уроках русского языка? (Корень – часть слова.)
- V. Открытие нового
Однажды с Ваней произошла такая история, ему надо было проверить безударную гласную в слове лиса, в предложении НА ПОЛЯНКУ ВЫБЕЖАЛА ПУШИСТАЯ ЛИСА. Он подобрал проверочное слово лес. И написал НА ПОЛЯНКУ ВЫБЕЖАЛА ПУШИСТАЯ ЛеСА.
Правильно ли? Почему? А как надо проверить?( если слова звучат одинаково, но пишутся по -разному, т.к. не являются родств.и однокорен.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Мы пришли к выводу, что некоторые слова звучат одинаково ,но не являются однокоренными ,т.к. имеют разные корни. А может ли быть наоборот- корни в словах имеют одинаковое звучание и пишутся одинаково, но все-таки это слова не родственные?
Проведем небольшое исследование
– Послушайте сказку В. Волиной «Чужак».
(Тексты лежат перед детьми)
— Постарайтесь ответить на вопрос, поставленный автором
Ученица читает сказку.
Сказка
Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицею беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела она ему прочь идти, в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
– Кто приметил «чужака»? (Это слово «водитель»)
– Почему гости не сразу приметили чужака? (В этом слове есть общая часть со словом вода.)
– Составьте список гостей – родственников Воды.
Вода: водоворот, водозабор, водопровод, водорез, водопад, водопой, водосток, водомёт, водоканал, водокачка, водомерка, водянка, подводник, заводь, водолаз, водолёт, водолюб, (водохлёб)), водный, водопроводный, под-/надводный, водоносный, водоплавающий, водяной, водянистый, водонепроницаемый, водоструйный, приводниться. (Работа в тетради и у доски: дети выписывают слова в столбик, выделяют корень. Одновременно ведётся словарная работа.)
«Подводник» – Кто это?
- Это моряк, служащий в подводном флоте.
- Это специалист по подводным работам.
«Водолаз» – Кто это?
- Это специалист, занимающийся подводными работами в водонепроницаемом костюме со специальным снаряжением.
- Это сильная, хорошо плавающая собака, спасающая утопающих.
«Водомерка» — Кто это?
Это насекомое, передвигающееся по воде.
– Ну а теперь найдём «родственников» к слову «водитель».
(Работа в тетради и у доски: дети выписывают слова во второй столбик, выделяют корень: водитель, водит, водительское).
– Какой вывод вы сделали, выполнив это задание?
– Какие слова мы будем называть однокоренными?
– Очень хорошо. Оцените свою работу на этапе исследования.
Давайте закрасим третий лепесток нашего цветка: красный цвет – вами не допущено ни одной ошибки во время исследовательской работы; желтый – в исследовании допущена 1 ошибка; синий – количество ошибок 2 и более).
Физминутка
Учитель. Кто считает, что он готов приступить к самостоятельной работе?
- VI. Самостоятельная работа
- Работа в парах. Выполнение упр. 65. (Составить текст.)
Сад
У нас есть красивый … Там растут разные деревья и кусты. Мой папа работает … Он очень любить ухаживать за… растениями. Чтобы подрезать кусты роз он использует … ножницы. Ранней весной он готовит … цветов, затем … их. Летом мы с удовольствием гуляем по нашему саду.
Слова для выбора: садовник, садовый, садовод, сажать, посадить, саженцы, сад, рассада.
Проверка. Прочитайте ваши тексты.
– Что помогло вам справиться с заданием? (Работали вместе, сообща.)
– Недаром народ придумал такую пословицу: «Одна голова – хорошо, а две лучше».
– Теперь закрасим лепесточек № 4. У кого нет ошибок – закрасьте лепесточек красным цветом, одна ошибка – жёлтым, более двух ошибок – синим цветом.
– Обратите внимание на слово садовод. Что вы заметили?
– Как образовалось это слово? (2 корня.)
– А какие слова с двумя корнями вам еще встретились при выполнении сегодняшних заданий? (Водолаз.)
– А еще какие слова вы знаете? (Пешеход, самовар, самолет, вертолет, паровоз, пароход.)
Учитель. Хорошо, ребята, как вы думаете, существуют ли слова с тремя корнями? Назовите. (Электроводоснабжение, электрокофеварка, грязеводолечебница, маслосырозавод, нефтегазопровод, электромясорубка, электроовощерезка, мостгорстрой.)
Учитель. Давайте составим предложения, используя слова с тремя корнями. Прослушали.
Слово, которое имеет много однокоренных слов:
ВымираниеЗамиратьЗамирить Мирить Мириться Мирный Миро Мировой Мироед Мироздание Миролюбивый Миролюбие МирскойМирянин Непримиримый Отмирать Перемирие Помирать Примиренчество Примирить Примириться Примирять Примиряться СмирениеСмириться Умирать Умиротворить Утихомирить Утихомириться
– Давайте закрасим пятый лепесток весеннего цветочка: красный – работа выполнена правильно, жёлтый – допущены ошибки, синий – работа не выполнена).
VII. Рефлексивно-оценочный этап
Учитель. Ну что, ребята, нам осталось раскрасить серединку вашего цветка. Раскрасьте его таким цветом, которое вам подсказывает ваше настроение.
– Оправдались ли ваши предположения, каким будет наш урок?
– Ну а теперь, я предлагаю каждому из вас прикрепить свой цветочек на доску. И пускай ваши яркие красочные цветы создадут атмосферу праздника, поднимут настроение в этот серый пасмурный день. Спасибо за урок!