Роль народной игры в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста

№ 200

Ольга СОРОКИНА,

воспитатель детского сада № 6 г. Казани

Одним из эффективных средств воспитания детей дошкольного возраста является игра. Для дошкольного периода игровая деятельность является ведущей. Игра – вид деятельности в условных  ситуациях, воссоздающих те или иные области действительности. Значение игры в психическом развитии дошкольника очень велико. Сюжетно-ролевая игра отвечает основному мотиву ребенка дошкольного возраста – его стремлению войти в мир взрослого человека. Предмет игры – взрослый человек как носитель определенных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми. В период дошкольного детства игра становится ведущим  видом деятельности не потому, что ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх – игра вызывает качественные изменения в психике ребенка (Кегнеман А.В., Осокина Т.И.).

Для детей игра – важный фактор познания окружающего мира, освоения ролевых функций, психического развития личности, ее социализации и подготовки к будущему. Нормы народной морали, закрепленные в обычаях, традициях, играх, сказках, являясь регулятором нравственных отношений, служат содержанием и программой этнического, нравственного воспитания подрастающего поколения. Под воздействием этнических игр формируется моральное сознание, развиваются нравственные чувства, вырабатываются навыки и привычки общественного поведения у старших дошкольников.

Народные игры почти исчезли из жизни дошкольников. Тем не менее, народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки сделают игру более интересной, обогатят ее содержание. Воспитание человека без фольклора, т.е. без сказок, игр, мифов, легенд немыслимо. С первых дней ребенок воспитывается колыбельными песнями, а когда уже начинает ходить и говорить, он соприкасается со сказками, играми и легендами, в которых вложены первые педагогические идеи. Устное народное творчество является первой ступенью воспитания человека. В нем он встречает первые объяснения тем или иным явлениям, узнает историю своего народа. Фольклорный материал способствует формированию в личности таких качеств, как гуманность, доброта, уважение, расширяет духовную красоту.

Игра – это не просто средство нравственного воспитания, а выдающийся культурно-исторический феномен. За народную игру ратовали такие общественные деятели России как А.И.Радищев, Н.И.Новиков, А.И.Герцен, призывавших сохранять богатство народных игр и шире использовать их для развития культуры и просвещения. Значение народного педагогического опыта в воспитании подрастающих поколений подчеркивалось в трудах Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци.

По классификации С.Л.Новоселовой, в основу группировки детских игр положен принцип учета «инициативы», исходящий от субъектов игры. Особый класс составляют традиционные или народные игры, возникающие в глубине этноса. Они передают современному ребенку традиции, этику, эстетику, менталитет народа, в среде которого он развивается [2, стр. 9].

Но основное, что формируют национальные  игры — это базис личностной культуры дошкольника. Они связаны с образом человека в истории и культуре, со многими видами искусств (танцы, пение, вокал, фольклор, праздники, обряды). С их помощью воспитатель присваивает детям ценности любви, свободы, гуманизма; делает их жизнь ярче, красочнее, интереснее. Но при условии, что игры займут достойное место в повседневной жизни дошкольников.

Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народная игра отражает специфику национального быта, природу, исторические и географические особенности разных народов. Она является традиционным средством педагогики. Испокон веков в них отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, творческой выдумкой, находчивостью и стремлением к победе.

Народная игра является неотъемлемой частью интернационального, патриотического, гражданского, нравственного, художественного, физического, умственного воспитания дошкольников. Под влиянием национальных игр у детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны.

По мнению Н.Н.Поддъякова, нравственность ребенка рождается из первого морального выбора. Именно желание быть похожим на положительных героев национальной игры порождает стимул действий. Народная игра делает образ добра эмоционально ярким, приемлемым. Добро должно вызывать чувства более сильные, чем удовольствие, приносимое знанием. Выбор между добром и злом должен быть эмоционально окрашен, а этому способствует народная игра [3, стр. 200].

Наделяя сюжетных героев самыми разнообразными, порой неожиданными чертами, дошкольники строго придерживаются одного «железного» правила: хорошему герою – все самое лучшее, плохому – все самое отрицательное. В народной игре эмоциональные акценты расставлены именно так, как требует того нравственность. Герои народных игр – это своеобразные нравственные эталоны, созданные мудростью тысячелетнего опыта народа, мудростью человека [1, стр. 130].

По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.

Все свои жизненные впечатления и переживания дети отражают в условно игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси-лебеди», «Коршун и наседка»). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют нравственные качества персонажа и его поведение, которое надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей высокой художественности.

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Е.С.Слепова отмечает, что они определяют весь ход игры, регулируют деятельность и поведение детей, их взаимоотношения, способствует формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества [4, стр. 168]. Игра требует от ребенка внимания, сочувствия, справедливости, самостоятельности, проявление чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности, смелости. Народная игра сохраняет свою художественную прелесть, нравственное, эстетическое значение и составляет ценнейший игровой фольклор.

В народных играх много юмора, шуток; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, любимыми детьми считалками, жеребьевками, потехами. Помимо считалок существуют и жеребьевки, которые тоже создают эмоциональное настроение и увлекают самим процессом игры. Четкие считалки, занимательные диалоги быстро и прочно запоминаются и с удовольствием проговариваются детьми в их повседневных играх.

Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения  в обществе. Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.

Литература

  1. Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания. – М.: Новая школа. 2007. – 178 с.
  2. Новосёлова С.Л. Игра дошкольника. – М.: Просвещение, 2011. – 235 с.
  3. Поддьяков Н.Н. Проблемы дошкольной игры. – М.: Педагогика, 2010. – 300 с.
  4. Слепова Е.С. Игровая деятельность дошкольников. – М.: Просвещение, 2011. – 245 с.