Корень
№ 197
(Интегрированный урок русского языка и естествознания в 8 классе)
Аида ХАМИДУЛЛИНА,
учитель естествознания высшей квалификационной категории Казанской школы-интерната №1 для детей с ОВЗ
Эльмира ХУСАИНОВА,
учитель русского языка I квалификационной категории Казанской школы-интерната №1 для детей с ОВЗ
Цель: рассмотреть корень как главную значимую часть слова и составную часть растения.
Задачи:
образовательные:
– закреплять навыки выделять значимую часть слова;
– подбирать однокоренные слова;
– закреплять значение корня для растения и видоизменения корней;
– определять вид корней и тип корневой системы растений;
коррекционно-развивающие:
– развивать память мыслительные процессы: умения анализировать, сравнивать и делать выводы;
– расширять кругозор и активный словарь учащихся;
воспитательные:
– воспитывать патриотические чувства учащихся;
– учить ценить дружбу и взаимовыручку;
– воспитывать бережное отношение к окружающей среде, осознание своей роли в ее сохранении.
Тип урока: урок закрепления пройденного материала.
Оборудование: учебники, компьютерная презентация, таблица со словарными словами, разноуровневые карточки с индивидуальными заданиями, сигнальные карточки, гербарий (шиповник), плоды высушенного шиповника, два вида кластера.
Ход урока
- I. Организационный момент
- II. Мотивация к учебной деятельности
Учитель естествознания. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок – урок естествознания и русского языка. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем.
Учитель русского языка. Тема урока. Слово «Корень». (Собрать карточки.) Мы в букет собрали маки жаркие, много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко, снова в землю посадили их. Только ничего не получается: от любого ветерка качаются!
Учитель естествознания. Ребята, почему цветы осыпались и вянут?
Учащиеся. Нет корней.
Учитель естествознания. На прошлых уроках мы с вами закончили изучать тему: «Корень растения». Давайте, сегодня ее повторим.
(1-й слайд) Вспомним значение корня.
- Всасывает из почвы воду и минеральные соли.
- Удерживает растение в почве.
- Накапливает в себе питательные вещества.
- У некоторых растений служит размножению.
(2-й слайд) Виды корней:
Главный. Он развивается из зародышевого корешка семени.
Боковые корни. Они отрастают от главного.
Придаточные корни отрастают от стебля и листьев.
(3-й слайд) Виды корневых систем.
Стержневая корневая система. Здесь хорошо выделяется главный корень и отходящие от него боковые (чаще всего у деревьев и кустарников).
Мочковатая корневая система. Несколько главных корней и отходящих от него боковых (чаще всего у травянистых растений).
(4-й слайд) Видоизменения корней. Это корнеплод. Он образован главным корнем и стеблем и бывает сильно утолщён. Человек употребляет их в пищу.
Учитель русского языка. Когда вы слышите слово корень, что вам приходит на ум?
Учащиеся. Корень дерева, корень растения, корень слова.
Учитель русского языка. Значит, слово корень – это понятие биологическое и грамматическое. (5-й слайд)
– Ребята, без корня растение не может жить и расти. А в русском языке бывают ли слова без корней?
Учащиеся. Нет.
Учитель русского языка. Какие части слов вы знаете?
– Какая часть слова самая главная?
– Что такое «корень слова»?
Корень – это главная часть слова. В корне заключено основное значение слова.
– Во всех ли словах есть корень?
– Сколько корней в словах может быть?
– Как называются слова, у которых два корня?
Словарь С.И.Ожегова:
Корень – 1. Подземная часть растения, через которую оно всасывает соки из почвы. 2. Основная часть слова без приставки и суффикса 3. Математический квадратный корень. (Дети читают про себя определения.)
– Какое утверждение относится к предмету «Естествознание»? Прочитайте.
– Какое утверждение относится к предмету «Русский язык»? Прочитайте.
– Какое утверждение относится к предмету «Математика»? Прочитайте.
III. Словарная работа (с показом рисунков на слайдах).
Презентация:
Перелесок – небольшой лес, отделённый полянами от других лесных участков, а также редкий лес, молодой лес, соединяющий лесные массивы.
Корнеплод – растение с толстым, мясистым корнем, идущим в пищу (например, морковь, свёкла, редис).
Шиповник – дикая кустарниковая роза с простыми цветками; высушенные плоды шиповника используют, как лечебное средство.
- IV. Основная часть
Учитель русского языка. Открываем тетради по русскому языку, пишем число. Тема урока: «Корень».
Разноуровневые индивидуальные карточки
Выразительно прочитайте текст. Спишите. Объясните пропущенные орфограммы. Найдите однокоренные слова, обозначьте корень.
Учитель русского языка. Вспомним:
(6-й слайд) Корень – главная значимая часть слова. В корне заключено основное, общее лексическое значение всех однокоренных слов. Такие слова ещё наз. «родственные слова».
– К какой части речи относятся эти однокоренные слова?
Учащиеся. К прилагательным.
(7-й слайд) Вывод. Однокоренные слова могут быть одной частью речи и могут относиться к разным частям речи.
Учитель естествознания. У вас на столах находится гербарий растения – шиповник. Определите тип корневой системы: мочковатая или стержневая?
Физминутка
- V. Закрепление учебного материала
Учитель естествознания. Наша с вами работа продолжается, и мы продолжаем закреплять пройденный материал.
Упражнение «Сигнальные карточки»
Учитель естествознания. У вас на столах сигнальные карточки двух цветов. Мы говорим утверждение. Если вы с нами согласны, поднимаете зеленую карточку, если нет, то красную.
– В корнях происходит процесс дыхания?
– В стержневой корневой системе выделяется один главный корень и отходящие от него боковые.
– Придаточные корни отрастают от главного корня.
– Корнеплод у растения бывает только один, а корневых клубней бывает несколько.
Учитель русского языка. Сигнальные карточки – устно: да – зелёный, нет – красный.
– В корне заключено основное значение слова. (Да)
– Слова «перелесок» и «лесной» – это однокоренные слова. (Да)
– При изменении слова корень меняется. (Нет)
– В слове может быть и два корня. (Да)
Упражнение «Что лишнее?» (Задание на слайдах.)
Учитель естествознания. Свёкла, морковь, картофель, редис. (Изображения. Лишний – картофель. Это корнеклубень, остальные овощи – корнеплоды.)
– Дуб, береза, кукуруза, рябина. (Изображения. Лишняя – кукуруза. У нее мочковатая корневая система, у деревьев – стержневая.)
– Рожь, овёс, одуванчик, гречиха. (Изображения. Лишний – одуванчик. У него стержневая корневая система.)
Игра «Что лишнее?»
- Честный, чесночный, чеснок.
- Водичка, водитель, водяной.
- Лес, лестница, лесничий.
- Дорожка, подорожник, дорожать.
Работа по разноуровневым карточкам (два вида карточек с заданием у обучающихся на столах).
Учитель естествознания. Ребята, выполните задание на карточках. Задания у всех разные.
1-я группа (красные карточки). Записывают название видов корней.
2-я группа (синие карточки). Названия уже записаны. Надо правильно расставить указатели.
3-я группа (зеленые карточки). Подчеркнуть корнеплоды. На работу отводится 3 – 4 минуты. Для вашей ориентации во времени подготовлены песочные часы. (По мере выполнения, учитель проходит и просматривает выполненные работы.)
Разноуровневые карточки «Подбери однокоренные слова»
Вписать однокоренные слова карандашом.
Берёза, бессмертник, подорожник, ель, зверобой, пихта, земляника, ландыш, осина, сад.
- VI. Кластер. Самостоятельная работа по эталону
Учитель естествознания. Ребята, сейчас мы с вами выполним следующее задание. На доске два понятия корня: по естествознанию и русскому языку. В середине доски определения «корня» по этим двум наукам. Надо правильно подобрать эти определения к понятиям и составить схему.
Естествознание: стержневая корневая система, мочковатая корневая система, главный корень, корнеплод, корнеклубни.
Учитель русского языка.
- Стоит после приставки.
- Главная часть слова.
- Заключено основное значение слова.
- Общая часть родственных слов.
- Неизменяемая часть слова.
- Однокоренные слова могут относиться к разным частям речи.
Пословицы
Объяснить смысл пословиц:
- Дерево держится корнями, а человек – друзьями.
- Без корня дерево не растёт, без Родины человек не живёт.
- Корень учения горький, а плод сладкий.
VII. Рефлексия
Учитель естествознания. Ребята, наш урок подходит к завершению. Вспомним, о чём сегодня говорили на уроке? (Ответы детей. Учителя обобщают.)
Учитель русского языка. Слово «корень» – это понятие биологическое и грамматическое.
Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.
Однокоренные слова могут быть одной частью речи (лес, лесник – сущест. и относится к разным частям речи (море – сущ., морской – прил.)
VIII. Итог урока
Учитель естествознания. Если вам понравился урок, поднимите зеленую карточку, если нет, то красную. (Оценка за урок с комментарием учителей.)
- IX. Домашнее задание
– по русскому языку: с. 21 – выучить правило, упр. 24.
(Диане, Карине – списать.)
– по естествознанию: разноуровневые задания по карточкам.