Корень

№ 197

(Интегрированный урок русского языка и естествознания в 8 классе)

Аида ХАМИДУЛЛИНА,

учитель естествознания высшей квалификационной категории Казанской школы-интерната №1 для детей с ОВЗ

Эльмира ХУСАИНОВА,  

учитель русского языка I квалификационной категории Казанской школы-интерната №1 для детей с ОВЗ

Цель: рассмотреть корень как главную значимую часть слова и составную часть растения.

Задачи:

образовательные:

– закреплять навыки выделять значимую часть слова;

– подбирать однокоренные слова;

– закреплять значение корня для растения и видоизменения корней;

– определять вид корней и тип корневой системы растений;

коррекционно-развивающие:

развивать память мыслительные процессы: умения анализировать, сравнивать и делать выводы;

– расширять кругозор и активный словарь учащихся;

воспитательные:

– воспитывать патриотические чувства учащихся;

– учить ценить дружбу и взаимовыручку;

воспитывать бережное отношение к окружающей среде, осознание своей роли в ее сохранении.

Тип урока: урок закрепления пройденного материала.

Оборудование: учебники, компьютерная презентация, таблица со словарными словами, разноуровневые карточки с индивидуальными заданиями, сигнальные карточки, гербарий (шиповник), плоды высушенного шиповника, два вида кластера.

Ход урока

  1. I. Организационный момент
  2. II. Мотивация к учебной деятельности

Учитель естествознания. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок – урок естествознания и русского языка. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем.

Учитель русского языка. Тема урока. Слово «Корень». (Собрать карточки.) Мы в букет собрали маки жаркие, много незабудок голубых.

А потом цветов нам стало жалко, снова в землю посадили их. Только ничего не получается: от любого ветерка качаются!

Учитель естествознания. Ребята, почему цветы осыпались и вянут?

Учащиеся. Нет корней.

Учитель естествознания. На прошлых уроках мы с вами закончили изучать тему: «Корень растения». Давайте, сегодня ее повторим.

(1-й слайд) Вспомним значение корня.

  1. Всасывает из почвы воду и минеральные соли.
  2. Удерживает растение в почве.
  3. Накапливает в себе питательные вещества.
  4. У некоторых растений служит размножению.

(2-й слайд) Виды корней:

Главный. Он развивается из зародышевого корешка семени.

Боковые корни. Они отрастают от главного.

Придаточные корни отрастают от стебля и листьев.

(3-й слайд) Виды корневых систем.

Стержневая корневая система. Здесь хорошо выделяется главный корень и отходящие от него боковые (чаще всего у деревьев и кустарников).

Мочковатая корневая система. Несколько главных корней и отходящих от него боковых (чаще всего у травянистых растений).

(4-й слайд) Видоизменения корней. Это корнеплод. Он образован главным корнем и стеблем и бывает сильно утолщён. Человек употребляет их в пищу.

Учитель русского языка. Когда вы слышите слово корень, что вам приходит на ум?

Учащиеся. Корень дерева, корень растения, корень слова.

Учитель русского языка. Значит, слово корень – это понятие биологическое  и грамматическое. (5-й слайд)

– Ребята, без корня растение не может жить и расти. А в русском языке бывают ли слова без корней?

Учащиеся. Нет.

Учитель русского языка. Какие части слов вы знаете?

– Какая часть слова самая главная?

– Что такое «корень слова»?

Корень – это главная часть слова. В корне заключено основное значение слова.

– Во всех ли словах есть корень?

– Сколько корней в словах может быть?

– Как называются слова, у которых два корня?

Словарь С.И.Ожегова:

Корень – 1. Подземная часть растения, через которую оно всасывает соки из почвы. 2. Основная часть слова без приставки и суффикса 3. Математический квадратный корень. (Дети читают про себя определения.)

– Какое утверждение относится к предмету «Естествознание»? Прочитайте.

– Какое утверждение относится к предмету «Русский язык»? Прочитайте.

– Какое утверждение относится к предмету «Математика»? Прочитайте.

III. Словарная работа (с показом рисунков на слайдах).

Презентация:

Перелесок – небольшой лес, отделённый полянами от других лесных участков, а также редкий лес, молодой лес, соединяющий лесные массивы.

Корнеплод – растение с толстым, мясистым корнем, идущим в пищу (например, морковь, свёкла, редис).

Шиповник – дикая кустарниковая роза с простыми цветками;  высушенные плоды шиповника используют, как лечебное средство.

  1. IV. Основная часть

Учитель русского языка. Открываем тетради по русскому языку, пишем число. Тема урока: «Корень».

Разноуровневые индивидуальные карточки

Выразительно прочитайте текст. Спишите. Объясните пропущенные орфограммы. Найдите однокоренные слова, обозначьте корень.

Учитель русского языка. Вспомним:

(6-й слайд) Корень – главная значимая часть слова. В корне заключено основное, общее лексическое значение всех однокоренных слов. Такие слова ещё наз. «родственные слова».

– К какой части речи относятся эти однокоренные слова?

Учащиеся. К прилагательным.

(7-й слайд) Вывод. Однокоренные слова могут быть одной частью речи и могут относиться к разным частям речи.

Учитель естествознания. У вас на столах находится гербарий растения – шиповник. Определите тип корневой системы: мочковатая или стержневая?

Физминутка

  1. V. Закрепление учебного материала

Учитель естествознания. Наша с вами работа продолжается, и мы продолжаем закреплять пройденный материал.

Упражнение «Сигнальные карточки»

Учитель естествознания. У вас на столах сигнальные карточки двух цветов. Мы говорим утверждение. Если вы с нами согласны, поднимаете зеленую карточку, если нет, то красную.

– В корнях происходит процесс дыхания?

– В стержневой корневой системе выделяется один главный корень  и отходящие от него боковые.

– Придаточные корни отрастают от главного корня.

– Корнеплод  у растения бывает только один, а корневых клубней бывает несколько.

Учитель русского языка. Сигнальные карточки – устно: да – зелёный, нет – красный.

– В корне заключено основное значение слова. (Да)

– Слова «перелесок» и «лесной» – это однокоренные слова. (Да)

– При изменении слова корень меняется. (Нет)

– В слове может быть и два корня. (Да)

Упражнение «Что лишнее?» (Задание на слайдах.)

Учитель естествознания. Свёкла, морковь, картофель, редис. (Изображения. Лишний – картофель. Это корнеклубень, остальные овощи – корнеплоды.)

– Дуб, береза, кукуруза, рябина. (Изображения. Лишняя – кукуруза. У нее мочковатая корневая система, у деревьев – стержневая.)

– Рожь, овёс, одуванчик, гречиха. (Изображения. Лишний – одуванчик. У него стержневая корневая система.)

Игра «Что лишнее?»

  1. Честный, чесночный, чеснок.
  2. Водичка, водитель, водяной.
  3. Лес, лестница, лесничий.
  4. Дорожка, подорожник, дорожать.

Работа по разноуровневым карточкам (два вида карточек с заданием у обучающихся на столах).

Учитель естествознания. Ребята, выполните задание на карточках. Задания у всех разные.

1-я группа (красные карточки). Записывают название видов корней.

2-я группа (синие карточки). Названия уже записаны. Надо правильно расставить указатели.

3-я группа (зеленые карточки). Подчеркнуть корнеплоды. На работу отводится 3 – 4 минуты. Для вашей ориентации во времени подготовлены песочные часы. (По мере выполнения, учитель проходит и просматривает выполненные работы.)

Разноуровневые карточки «Подбери однокоренные слова»

Вписать однокоренные слова карандашом.

Берёза, бессмертник, подорожник, ель, зверобой, пихта, земляника, ландыш, осина, сад.

  1. VI. Кластер. Самостоятельная работа по эталону

Учитель естествознания. Ребята, сейчас мы с вами выполним следующее задание. На доске два понятия корня: по естествознанию и русскому языку. В середине доски определения «корня» по этим двум наукам. Надо правильно подобрать эти определения к понятиям и составить схему.

Естествознание: стержневая корневая система, мочковатая корневая  система,  главный корень, корнеплод, корнеклубни.

Учитель русского языка.

  1. Стоит после приставки.
  2. Главная часть слова.
  3. Заключено основное значение слова.
  4. Общая часть родственных слов.
  5. Неизменяемая часть слова.
  6. Однокоренные слова могут относиться к разным частям речи.

Пословицы

Объяснить смысл пословиц:

  1. Дерево держится корнями, а человек – друзьями.
  2. Без корня дерево не растёт, без Родины человек не живёт.
  3. Корень учения горький, а плод сладкий.

VII. Рефлексия

Учитель естествознания. Ребята, наш урок подходит к завершению. Вспомним, о чём сегодня говорили на уроке? (Ответы детей. Учителя обобщают.)

Учитель русского языка. Слово «корень» – это понятие биологическое и грамматическое.

Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

Однокоренные слова могут быть одной частью речи (лес, лесник –  сущест. и относится к разным частям речи (море – сущ., морской – прил.)

VIII. Итог урока

Учитель естествознания. Если вам понравился урок, поднимите зеленую карточку, если нет, то красную. (Оценка за урок с комментарием учителей.)

  1. IX. Домашнее задание

по русскому языку: с. 21 – выучить правило, упр. 24.

(Диане, Карине – списать.)

по естествознанию: разноуровневые задания по карточкам.