Любовь – последнее счастье человека
№ 196
(Урок литературы в 11 классе)
Ольга БОБРИК,
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории гимназии № 102 им. М.С.Устиновой г. Казани
В наше прагматическое время школа остается почти единственным гарантом «разумного, доброго, вечного». Важную роль здесь играют гуманитарные предметы, прежде всего литература, способствующая становлению духовного мира растущего человека, формированию нравственной стороны личности, ее ценностно-смысловой ориентации, способности видеть и творить прекрасное.
При определении круга проблем для рассмотрения при изучении художественного произведения необходимо выбирать такие, которые при решении своем ведут к восприятию и осмыслению общечеловеческих ценностей и, став ценностными ориентирами для формирующегося человека, помогли бы ему в становлении характера, побуждали бы его к высоким нравственным мыслям, делам и поступкам. При этом определяется ведущая нравственная идея, которая, связывая художественное произведение в целое, связала бы в целое и его изучение в ученической аудитории. Такая ведущая нравственная идея должна быть внутренне согласована с формулировкой перспективного вопроса проблемного изучения текста. Кроме того, именно она определяет эмоциональный строй подачи материала.
Одна из трепетных тем, которую необходимо обсуждать в ученической аудитории, – тема любви, сквозная в русской классической литературе. К ней мы обращаемся при изучении практически каждого художественного текста, проникая в глубины личных переживаний главных и второстепенных персонажей, чем развиваем эмоциональную сферу подростков, их способность чувствовать и переживать, высказывать себя. Таким образом, компенсируется недостаток светлых эмоций и прекрасных чувств в современной жизни, отличающейся быстрыми решениями, деловитостью и жесткостью. В этом актуальность школьных уроков и мероприятий «о любви».
В ряду уроков, посвященных теме любви, выделяется урок по творчеству И.А.Гончарова, «Любовь – последнее счастье человека», что подчеркивает вечность и общечеловеческий характер проблемы.
Цели урока:
образательные: углубление понимания характера главных героев произведения, идейного содержания романы;
развивающие: развитие умения обучающихся анализировать художественный текст; развитие их коммуникативных способностей, речи, культуры речи;
воспитательные: формирование нравственной сферы личности обучающихся, их способности чувствовать и отзываться миру.
Ведущей нравственной идеей содержания урока становится вечная мысль человечества о любви как наивысшем счастье человека, она же определяет структуру урока, последовательность расположения проблемных вопросов и ситуаций.
Во-первых, необходимо обеспечить эмоционально-образное переживание содержания изучаемого романа. Для этого на уроке реализуется так называемый «синтез искусств» – на доске помещен портрет И.А.Гончарова, звучат в выразительном чтении стихи о любви И.Анненского и Данте Алигьери, используются кадры из замечательного художественного фильма Н.С.Михалкова «Одиннадцать дней из жизни Обломова», звучит музыка из этого фильма. А на столе учителя лежит ветка сирени – И.А.Гончаров так любил «говорящие» детали и был мастером их создания.
Другой группой средств обучения я «осовремениваю» урок. Это – конечно же, средства визуализации: мной на уроке используется презентационная программа, кадры которой проецируются на интерактивную доску. Кадрами являются ключевые эпизоды истории развития и угасания любви Ильи Обломова и Ольги Ильинской в цитатном исполнении (по тексту романа «Обломов»); кадры из фильма Н.С.Михалкова; основные положения философских взглядов на любовь Платона, близкие И.А.Гончарову. Посредством же презентационной программы обучающимся предлагается материал, облегчающий рационально-логическое осмысление текста – «дневник чувств» героев, где в обобщенном варианте дается вся история их любви. Эти элементы презентации выводятся на экран для обучающихся уже после того, как они попытались самостоятельно проследить душевный рост и умирание чувств Обломова и Ильинской. Для меня особенно ценно, если обучающиеся сами находят в тексте произведения ключевые авторские слова, раскрывающие психологию чувств героев — то, как зарождалась их любовь:
– «У него на лице сияла заря пробужденного, со дна души восставшего счастья…»;
– «Нет, я чувствую… не музыку… а… любовь!»;
– «Боже мой, какое счастье смотреть на нее! Даже дышать тяжело!»;
– «Взгляд был почти неподвижный, почти безумный; им глядел не Обломов, а страсть»;
– «Господи! В какой я омут попал!»;
– «Жизнь, жизнь опять отворяется мне»;
– «Для меня любовь эта – все равно, что жизнь…».
Или как рушились неоправданные надежды Обломова и Ильинской на счастье:
– «Я только хочу доказать вам, что ваше настоящее люблю не есть настоящая любовь, будущая; это только бессознательная потребность любить»;
– «Вы ошиблись, перед вами не тот, кого вы ждали, о ком мечтали»;
– «В самом деле, сирени вянут… К чему я не спал всю ночь? Вот теперь, как стало на душе опять покойно… (он зевнул)… ужасно спать хочется»;
– «И в самый обед: нашла время!» — думал он, направляясь, не без лени, к Летнему саду»;
– «Дождемся только письма из деревни»;
– «Нет, лучше послезавтра… или нет, в пятницу или в субботу»;
– «Мосты уже сняли… Обломову нельзя было и думать ехать к Ольге. Предлог был законный».
Одна из целей преподавания литературы – развитие коммуникативных способностей обучающихся. Учителю необходимо научить ребенка понимать себя и адекватно выражать свои мысли и чувства, развить его речь, обогатить словарь, привить любовь к языку. В связи с этим мной на уроке используется диалогический метод обучения: основная форма подачи материала вопросно-ответная.
Вопросы:
– Как зародилась любовь Обломова и Ольги?
– Какую роль сыграл Штольц при знакомстве Обломова и Ольги?
– Как Ольга восприняла просьбу Штольца приглядеть за Обломовым, мешать ему сидеть дома?
– Какие эпизоды в романе показывают развитие чувств Обломова и Ольги?
– Какими мы видим главных героев в момент переживания ими любви друг к другу? Как раскрываются их чувства?
– Какова роль «говорящих» деталей (ветка сирени) в раскрытии любовных переживаний героев?
– Как изменился Илья Ильич, когда испытывал любовь к Ольге Ильинской и страхи, опасения еще не настигли его?
– Что хочет увидеть Обломов в Ольге? Каков его идеал женщины, любви, семейной жизни?
– Как происходит в Обломове крушение надежд на счастье?
– Удался ли Ольге ее план? Исполнила ли она роль «путеводной звезды, луча света?
– Почему любовь – последнее счастье человека?
Эти вопросы заставляют обучающихся думать, искать ответы в тексте романа и в себе, проникать в смысловые глубины содержания классического художественного произведения. Этому же способствует и прием ролевой игры, когда обучающиеся «вживаются» в образы персонажей и говорят от их имени. Ролевую игру я использую в эпизоде урока, когда обучающимися зачитываются заранее созданные (как предварительное домашнее задание) дневники Обломова и Ильинской, раскрывающие историю их отношений.
Интеллектуальный и личностный рост человека возможен только тогда, когда он самостоятельно добывает знания и опыт. Важно, чтобы обучающиеся сами пришли к выводам литературного разбора: о своеобразии отношения Обломова к Ольге и Ольги к Обломову; о выявлении лучших качеств героя в момент переживания им чувства любви; о причинах угасания любви в Обломове, что привело его к печальному жизненному итогу – медленному затуханию на Выборгской стороне, незаметной смерти («словно часы остановились»).
С тем, чтобы углубить понимание идейного содержания романа, необходимо познакомить с философией любви древнегреческого мыслителя Платона, сторонником которой был И.А.Гончаров: «Любовь – главное начало бытия», «Любовь завершает духовно-нравственное формирование человека», «Любовь не замыкается только счастьем любящих». И необходимо проследить, как платоновские – гончаровские воззрения о любви прозвучали в произведении. И здесь уже уместны высказывания обучающихся о том, как они относятся к авторскому решению проблемы любви в романе «Обломов», согласны ли они со взглядами И.А. Гончарова на любовь?
Итог романа печальный. История любви уже ставших близкими нам героев – Ильи Обломова и Ольги Ильинской (в их именах есть какая-то зеркальность) – грустная. Но урок заканчивается на патетической ноте: «Говоря о любви главных героев, мы не можем не отметить, насколько это чувство является истинным и единственным началом бытия, о чем еще в средние века великий Данте Алигьери сказал:
Здесь изнемог высокий духа взлет;
Но страсть и волю мне еще стремила,
Как если колесу дан ровный ход,
Любовь, что движет солнце и светила».
Используется прием кольцевого обрамления материала содержания урока, ведь разговор о любви героев романа И.А.Гончарова «Обломов» начинаю с поэтических строк И.Анненского:
Среди миров, в мерцании светил
Одной звезды я повторяю имя
Не потому, чтоб я ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими.
И, если мне сомненье тяжело,
Я у нее одной ищу ответа
Не потому, что с ней светло,
А потому, что с ней не надо света.