Применение инновационных технологий в целях реализации ФГОС в начальной школе на уроках технологии
№ 194
Зиля МАРДАНОВА, Азалия ГУБАЙДУЛЛИНА, Лилия РАХИМЗЯНОВА,
Ряд исследователей утверждают, что на современном этапе при организации уроков технологии должны применяться проектные, ролевые, игровые, групповые, рефлексивные и другие формы активного обучения (С.А.Шатилов, В.В.Прохоров, С.А.Елховский). Обязательно преподавателями предмета технологии начального звена должны применяться методы проектной деятельности. В их основе лежит идея получения определенного результата в ходе организации исследовательской деятельности. Результатом здесь выступает итог решения определенной проблемы.
Определение «инновация» следует понимать как нововведение. Основным показателем инновационной деятельности является новшества в развитии школы. Они кардинальным образом отличаются от традиционной массовой практики образования в стране.
Все это говорит о том, что инновации в сфере образования связаны с преобразованием задач, методов, форм организаций, целей, содержания и управления процессом получения образования в целом.
Данные новшества также прямо воздействуют на учебно – методическое обеспечение образовательного процесса, систему финансового обеспечения образовательного учреждения, стили осуществления педагогической деятельности, систему контроля качества успеваемости школьников, организацию процесса получения новых умений, знаний и навыков, а также содействуют внесению дополнений в программы и планы образования.
В качестве таких механизмов, способствующих введению изменений, принято считать оформление социального заказа, потребности города, страны, республики, района, творческая и инициативная деятельность педагогического состава, администрации, достижения в сфере науки и техники, внедрение новых идей в области педагогической науки, зарубежный опыт, экспериментальная деятельность ученых и исследователей.
Новый стандарт образования выдвигает требования, которым должен соответствовать процесс образования, его итоги, а также условия обучения.
Новый стандарт ставит новые цели перед современной системой начального образования. На данном этапе следует продумать не только предметные, но и личностные, метапредметные итоги.
Инновационная деятельность в образовательной системе связана с внесением изменений по следующим направлениям:
– деятельность учителя и ученика;
– система материального обеспечения;
-система воспитательной деятельности;
– учебное и методическое обеспечение;
– стили педагогического взаимодействия, а также организация процесса обучения;
– процесс контроля знаний и оценивания учащихся;
– учебные программы (планы);
– система руководства, формы организации, технологии, цели, содержание и методы управления процессом образования.
Учитель технологии должен стремиться использовать передовые методы обучения, постоянно совершенствовать условия, в которых школьники получают новые знания.
В процессе освоения предметной области «Технология» активно могут применяться следующие направления работы:
– диалог культур;
– проектный метод;
– развивающее образование;
– игровые технологии;
– проблемное обучение;
– коммуникативное образование;
– информационно-коммуникативные технологии.
Применение последних связано на практике с владением информацией со стороны ученика. Здесь проявляются умения ее применять, обрабатывать в целях принятия правильного решения, а также осуществлять деятельность с разными источниками информации.
А.С.Скворцов утверждает, что применение преподавателями технологии современных средств обучения позволяет формировать основные компетенции школьников.
В развивающем обучении упор на уроках технологии делается не на освоение теоретического материала, а на практическую сторону, которое предполагает всестороннее развитие индивидуальности школьника. Через данный процесс, обучающийся, также осваивает и теоретический материал обучения, путем логического мышления.
Желание педагогов активизировать процесс получения новых знаний учениками приводит к нововведениям в процессе образования.
Цель обучения младшего школьника состоит в обеспечении таких условий получения новых знаний, при которых ученик добывает новые умения и навыки путем самостоятельного образования.
Проблемная ситуация – это ситуация затруднения, когда школьник не совсем понимает как объяснить явление, обстоятельство или процесс, он не может решить задание с помощью имеющихся у него знаний. Все это побуждает школьника находить новые варианты пояснения и определять дальнейшие свои действия.
Проблемная ситуация основана на творческой деятельности ребенка, его активном мышлении, которая проявляется при поиске решения проблемы.
Постановка проблемной ситуации на занятиях (уроки технологии), осознание этой ситуации школьниками может применяться при изучении всех тем основных разделов. Возможности применения проблемного обучения должны основываться на имеющихся знаниях ребенка. Ученик должен увидеть проблему, о которой говорит преподаватель, определить ее основу и решить верным путем.
А.С.Кириллов в своем учебном пособии «Развитие познавательных процессов детей младшего школьного возраста» подчеркивает, что применение метода проблемного обучения на уроках технологии способствуют самостоятельному освоению учениками новых областей знаний.
Имея противоречия, ученик пытается самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации на основе уже имеющихся знаний и навыков.
Для создания проблемной ситуации преподаватель может применять вопросы, задания, задачи, наглядные пособия. Но среди всех перечисленных направлений первое место занимает вопрос (А.А.Романов, В.В.Кудряшов), который мотивирует процесс интеллектуальной деятельности учащегося.
Ряд исследователей признают, что проблемное обучение выступает в качестве перспективы современной школы. Поток информации растет изо дня в день, люди развиваются, а сроки обработки материала в начальной школе не учитывают всех перечисленных аспектов. Сегодня предпочтение отдается осознанному образованию.
Мотивация интереса школьника к предмету, развивает как личностные, так и умственные его качества. Применять на уроках технологии традиционные средства обучения уже не актуально.
Перспективным в современных условиях признается организация на уроках технологии проектной деятельности школьников. Проектный метод основан на развитии умственных способностей учеников, умений самостоятельно строить процесс освоения новых знаний и умений, что способствует развитию творческого мышления, ориентации в большом объеме информации.
Реализация проектной деятельности на уроках технологии, признается активным методом обучения, которое содействует всестороннему развитию личности, определяя качественное освоение учебного материала, мотивирует мыслительную деятельность школьника, повышает интерес к обучению, снимает усталость, напряжение, формирует поисковую активность.
Итогом применения метода проектов на уроках технологии можно считать повышение качества знаний младших школьников, а также формирование их общих ученических умений, что определяет достижение повышенного уровня готовности к решению важных для школьника проблем.
Рассмотрим ниже следующие направления организации проектного метода обучения на уроках технологии с точки зрения выполнения требований ФГОС:
– проектный метод формирует личностные, предметные и метапредметные результаты обучения младших школьников;
– проектный метод формирует основные компетентности школьников;
– проектный метод является существенной частью требований нового стандарта в сфере образования, позволяющий ученику самостоятельно, следуя схеме, преобразовывать реальность;
– проектный метод выступает в качестве организации процесса познания, формирует интеллектуальные и творческие способности школьника, позволяет логически воспринимать и обрабатывать собранную самостоятельно информацию.
Сама по себе проектная деятельность способствует:
– усвоению школьником новых для него нормативов, понятий и определений;
– расширяет кругозор и интересы;
– формирует коммуникативные навыки;
– развивает умения организации самостоятельного исследовательского процесса.
Учащиеся второго и третьего класса школы вполне успешно справляются с реализацией небольших проектов, направленных на изучение явлений окружающего мира.
Конечно, данный процесс выполняется под четким руководством педагога (родителей ученика).
Каждая проектная работа начинается с постановки вопроса («Почему?», «Зачем?»). Этот этап важен для определения связей, их понимания. Отвечая в своих выступлениях на вопросы, младший школьник стремиться увидеть скрытые явления и факты, осваивает новые знания, расписывает их (расширительный этап).
На интенсивном этапе младший школьник показывает конкретный результат, который является итогом решения поставленной изначально проблемы.
Это может быть новое знание, объект, продукт, товар, изделие, материал (практический результат).
Ребенок, увлеченный проектной деятельностью, не останавливается на достигнутом уровне, решая одну задачу, он параллельно ставит для себя новую. Преподаватель технологии должен стремиться мотивировать младших школьников к организации самостоятельной исследовательской деятельности.
Для этого на интенсивном этапе, педагог часто задает детям такие вопросы как: «Что еще можно здесь узнать дополнительно? Что еще для тебя интересно в этом?».
Такая стимуляция на практике побуждает интерес школьника, активизирует его процессы воображения и любознательности.
Младшие школьники всегда стремятся проверить возможности своих интеллектуальных способностей, они с охотой постигают новое, открыто демонстрируя интерес к обучению, опытам и открытиям.
Многое при выборе тематики и глубины исследования в проектном методе зависит от уже имеющихся знаний школьника, его умений и навыков, возможностей организации самостоятельной, исследовательской деятельности.
Младшие школьники активно воспринимают все новое, интересное, яркое и живое. Они легко входят в новые образы с радостью соглашаются участвовать в новых для них видах деятельности, особенно игровой.
Дети младшего школьного возраста самостоятельно объединяются в группы, где играют с предметами. Игровая технология обучения основана на обширном образовании, которое охватывает учебный процесс, перекликаясь с ее содержанием, сюжетом, героями и ролями.
Таким образом, запланированное, систематическое применение проектного метода на уроках технологии, способствует повышению качества успеваемости младших школьников, развивая их проектную компетентность, что имеет первостепенное значение в соответствии с новым стандартом –ФГОС.
Список используемой литературы:
- Симонов, С.В. Обучение младших школьников с помощью современных технологий / С.В.Симонов. – СПб: Русь, 2019. – 166 с.
- Трофимов Л. Инновации и технологии /Л.Трофимов //Обучение и воспитание младших школьников. – Минск: Просвещение, 2018.– Вып.1. – С. 6 – 14.
- Фролова, Е.В. Новые стандарты образования /Е.В.Фролова. – СПб., 2018. – 90 – 99 с.
- Храмов, П.В. Вопросы организации проектной деятельности /П.В.Храмов // Перспектива – 2019. – №11.
- Якимова, А. А. Современное образование и обучение / А.А.Якимова //Наука и техника. – 2019. – № 6.