Система работы с одаренными детьми
№ 193
Гульнара ХАЕРНАСОВА, Эльза САГИТОВА,
учителя английского языка I квалификационной категории средней школы №77 г. Казани
Сохранение и развитие одарённости детей – важнейшая проблема нашего общества. Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию личности ребенка. Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.
Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы: урочную и внеурочную. Мы хотели показать внеурочную форму работы с одаренными детьми. Работа над проектной деятельностью позволяет понять точку зрения учащегося и смотреть на вещи с его и со своей точек зрения, использовать исследовательские, частично-поисковые, проблемные виды деятельности. Работа с одаренными детьми мы ставим следующие цели и задачи.
Цель работы: привить учащимся навыки исследовательской деятельности, умения рассуждать, анализировать, развивать мысли, аргументировать суждения, доказывать свою точку зрения, делать предположения самостоятельно.
Задачи:
– постепенное введение на уроках английского языка элементов исследовательской деятельности;
– развитие способности у учащихся аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемый материал;
– знакомство учащихся с методами исследования и выработка умения выбирать конкретные методы и методики, необходимые в собственном исследовании;
– овладение учащимися способностью формулировать проблему;
– обучение формам представления основных результатов исследовательской работы учащихся.
У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию. Хотелось бы подробнее рассмотреть метод проектов.
Метод проектов относится к технологиям компетентностно-ориентированного обучения. Использование данного метода на уроках и во внеурочной деятельности даёт новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся, развития творческих способностей. С учётом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе. Главная задача учителя – помочь одаренному ребенку вовремя проявить и развить свой талант. Начиная с 2012 года мы активно ведем исследовательскую работу с одаренными детьми. Исследовательская деятельность во внеурочное время нацеливает учащегося на серьезный конечный результат, совмещающий в себе все этапы написания работы. В овладении методами и приемами исследовательских навыков на уроках участвует весь класс, а для работы над научно-исследовательскими рабатами выбираются только те немногие учащиеся, которые имеют желание проводить исследования в какой либо области знаний. Нашу работу над исследованием можно разделить на несколько этапов.
1-й этап – это выбор темы для исследования. Это – один из важных этапов работы:
– тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его;
– тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования;
– тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности;
– тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро;
– помогая учащемуся выбрать тему, старайтесь сами держаться ближе к той сфере, в которой сами чувствуете себя одаренным;
– педагог тоже должен чувствовать себя исследователем.
Мы предлагаем несколько вариантов для исследования. Рассматриваем вместе, что можно исследовать. Обычно мы проводим в форме дискуссии. Все участники высказывают свое мнение. Затем каждый исследователь выбирает себе подходящую тему для исследования. От нас, как от учителей, требуется:
– умение отобрать наиболее интересные и практически значимые темы исследований;
– владение достаточным арсеналом исследовательских, поисковых методов;
– умение организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся.
В этом случае наша позиция лидирующая, но не доминирующая, Мы выполняем функции режиссера- консультанта, но не распорядителя, играем роль не только организатора, но и соучастника такого учебного процесса, который строится как диалог учащихся с познаваемой реальностью, с другими людьми, как обогащение их целостного личного опыта.
На следующем этапе исследователи работают самостоятельно, изучая материал из разных источников информации. Ребята находят полезную информацию по теме. Мы стараемся максимально реализовать свои коммуникативные способности (умение организовать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на аудиторию своим авторитетом; способность генерировать новые идеи, направить учащихся на поиск путей решения поставленных проблем; умение устанавливать и поддерживать в устойчивый, положительный эмоциональный настрой).
На последующем этапе исследования мы вместе рассматриваем найденную информацию. Вместе ставим цели, задачи, находим объекты и методы исследования. Заранее планируем какие опросы и с кем мы будем проводить. Вся информация записывается исследователем в записную книжку. На следующем этапе исследователи проводят анкетирование и опросы. Самостоятельно обрабатывают полученную информацию. Строят диаграммы по результатам опросов. Если было запланировано снимают видео сюжеты по теме. Исследователи, опираясь на свои исследования, заводят тетрадь для приложений, которую заполняют в течении исследования. В конце исследования из этого приложения получается хороший мини-словарь, различные демонстративные карточки, или настольные игры. Дальше ребята самостоятельно последовательно оформляют свою работу. Показывают получившуюся исследовательскую работу своему руководителю. Устраняют показанные ошибки по работе. Дальше исследователи составляют презентацию по выполненной работе.
С получившейся работой мы выступаем на ежегодной научно-практической конференции «Первые шаги», проводимой в нашей школе. Получив положительные рекомендации, мы принимаем участие во всевозможных научно-практических конференциях нашего города.
На этапе самоанализа учащиеся и учитель анализируют причины неудач, выбранные пути решения.
Обучение талантливого ребенка и выработка у него умения самостоятельно усваивать и исследовать сложный материал – это тот первый шаг, который должен проделать педагог со своим подопечным, чтобы привить ребенку вкус к серьезной, включающей в себя элементы творческого подхода работе, которая будет сопутствовать данному ребенку в жизни. Кроме того, вводя талантливого ребенка в предмет исследования, приобщая его к науке, необходимо ставить конкретную задачу, а именно, развитие самостоятельности в принятии решений по научным вопросам и проблемам, а также придумывание ребенком своих, качественно новых идей.
Немаловажную роль в этом играет реакция взрослых, умение учителя создать максимально благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка, стимулировать творческую деятельность одарённых детей, что, как показывает опыт, возможно сделать на уроках. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком доступным для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность и творчество.
Есть одаренные ребята, в которых удачно сочетаются высокий интеллект, творчество и скромность, доброта, чуткость, внимательное отношение к людям. У одаренных ребят есть еще один стимул – побеждать. Хотя цена этих побед – долгая и трудная работа над собой. И здесь незаменима помощь учителей.
В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Работа над научно-исследовательской работой дает не только ученику возможность развивать навыки исследования, но и пополняет опыт работы учителя. С каждым годом совместной работы учитель не только продвигается вперед в своем педагогическом развитии, но и для себя узнает много новых и интересных вещей. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Вы можете спросить нас: «Для чего нужно вести такую работу?».
Во-первых, формирование исследовательских навыков на уроках обучения иностранному языку способно помочь глубже узнать изучаемый язык; повысить мотивацию учащихся, увидеть практическое применение ИЯ в современном мире.
Во-вторых, сказать, что учитель окончательно достиг своей цели, можно лишь тогда, когда учащийся сам понимает значимость исследовательской деятельности. Выполняет исследовательскую работу. И когда на конференциях получает положительную оценку.