Душа татарской музыки
№ 190
(Эссе)
Альфия ХАЙРУЛЛИНА
учитель немецкого языка высшей квалификационной категории, гимназии № 36 г. Казани
Холодный зимний день, снег, пурга… По улице за гробом медленно движется траурная процессия. Холод никого не останавливает. Умер Салих Сайдашев, «наш Сайдаш», как его называли в народе. Неподдельная скорбь на лицах людей. В последний путь провожают композитора, ставшего легендой при жизни, Музыканта с большой буквы, человека беспримерной доброты и щедрости.
Вспоминаю свои детские годы. К родителям часто приходили гости, и среди них Галия Кайбицкая, известная, как я позже поняла, певица. С ее приходом дом наполнялся музыкой. Она пела, аккомпанируя себе на фортепиано. Голос звучал нежно, высоко, как колокольчик. Она часто пела очень задушевные песни. Повзрослев, я узнала, чьи песни пела в нашем доме Галия Кайбицкая.
Сила музыки Сайдашева в том, что она пленяет тебя. Слушая ее, ты невольно покоряешься ей, его творения одухотворяют, возвышают, их невозможно забыть. О Галие Кайбицкой я вспомнила неслучайно. Она часто рассказывала нам о случае из ее жизни. Однажды она оказалась в очень затруднительной ситуации: без квартиры, с маленьким ребенком на руках, она хотела уехать из Казани к родственникам в деревню. Своими горестными мыслями она поделилась с Салихом Сайдашевым. Салих, не раздумывая, предложил ей свою квартиру. Сам же ушел жить в артистическое общежитие с маленьким сыном Альфредом. Его жена Валентина скоропостижно скончалась незадолго до этого. Он никогда не оставался равнодушным к проблем друзей.
Рассматривая портрет композитора, каждый невольно задерживает свой взгляд на его лице: мягкое, удивительно доброе выражение, светло-голубые глаза, легкая улыбка, темно-русые, чуть волнистые волосы с небольшой сединой.
Мне очень хотелось, чтобы мои ученики познакомились поближе с жизнью С.Сайдашева, послушали и полюбили его музыку, сходили в музей, в котором очень необычно воссоздана та эпоха. И, самое главное, почувствовали божественный дар музыки Сайдашева – мелодию, ее душу. Сила музыки Сайдашева в том, что она пленяет тебя. Слушая ее, ты невольно покоряешься ей, его творения одухотворяют, возвышают, их невозможно забыть.
Салих Сайдашев произвел целую революцию в татарской музыке, он ее по сути основал, не забывая при этом о татарских народных песнях. Он пытался сделать татарскую музыку профессиональной, приблизить к европейской.. Ведь природа наградила его удивительно тонким чутьем к прекрасному и все, что он создавал, мгновенно становилось всеобщим достоянием. Он был бесхитростный, глубоко народный.
У него было много друзей. Самым близким был драматург Карим Тинчурин. В результате их совместного творчества появились самые замечательные спектакли, которые уже много лет не сходят с афиш Государственного академического театра им. Галиаскара Камала. Но самый достойный памятник композитору – Большой концертный зал Республики Татарстан, названный его именем.
Музей С.Сайдашева в Казани существует почти тридцать лет. Оригинальность его экспозиций отметили немецкие искусствоведы на международном конкурсе музеев в г. Штутгардте в 2001 году. Тогдашний Президент РТ М.Ш.Шаймиев, побывав в свое время в музее, сделал там запись в книге посетителей: «Мы в большом долгу, и, безусловно, выполним его перед памятью Салиха ага Сайдашева – навечно вошедшего в душу народа и обогатившего его надеждами на будущее». Свое обещание он выполнил. В дни празднования тысячелетия нашего города был открыт памятник композитору на самом красивом месте города – между озерами Булак и Кабан, у входа в Казанский (Приволжский) федеральный университет. А также в его честь была названа одна из улиц города.