Измерительные работы
№ 189
(Урок геометрии в 9 классе)
Оксана АРАСЛАНОВА,
учитель математики 1 квалификационной категорииУруссинской средней школы №3 Ютазинского района
Тип урока: усвоение новых знаний.
Формы работы обучающихся: фронтальная, групповая.
Технология, применяемая на уроке: технология критического мышления, исследовательская технология.
Оборудование: учебник, линейка, раздаточные материалы, проектор.
Цель урока: научить учащихся применять теоремы синусов и косинусов при выполнении измерительных работ.
Задачи урока:
образовательные:
- содействовать формированию применения теорем синусов и косинусов в ходе решения задач;
развивающие:
- повышать интерес к предмету;
- расширять кругозор учащихся;
- формировать качество мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе.
- развивать смекалку, любознательность, логическое и творческое мышление;
воспитательные:
- воспитывать положительную мотивацию к учению;
- воспитание у учащихся чувства взаимопомощи при работе в группах.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Цели урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Проверить готовность учащихся на работу. | Приветствие учащихся, психологический настрой, включение в деловой ритм, проведение техники безопасности при работе на улице, работе с измерительными приборами (1-й слайд). | Подготовка к работе.
Подписывают инструктажи безопасности. |
II. Мотивационно-целевой | Подготовка мыслительного процесса учащихся, организация потребности к построению учебных действий | Учитель предлагает ребятам решить задачу (2-й слайд):
Футбольный мяч находится в точке А футбольного поля на расстояниях 15 м и 19 м от оснований В и С стоек ворот. Футболист направляет мяч в ворота. Найдите угол a попадания мяча в ворота, если ширина ворот равна 7 м. Наводящие вопросы: 1) Какую геометрическую фигуру получили на чертеже? 2) Какие теоремы нужно вспомнить при решении треугольника? 3) Какую теорему можно использовать при решении данной задачи? 4) Как правильно пользоваться таблицей Брадиса? 5) Каким устройством можно измерить на местности угол, образованный двумя лучами, исходящих из одной точки?
Учитель задает наводящий вопрос для формулировки темы и цели урока: можно ли решить подобную задачу на местности? |
Отвечают на поставленные вопросы, использую ранее полученные знания.
Учащиеся выдвигают свои предположения. Знакомятся с новым устройством – астролябии. (3-й слайд).
Формулируют тему и цели урока: «Измерительные работы». |
III. Поисково-исследовательский | Формирование умений у учащихся применения известных ранее знаний | – Можно ли измерить расстояние до недоступной точки (например: измерить ширину реки)?
– Как можно вычислить это расстояние с помощью 5 метровой рулетки и астролябии? – Каким еще способом можно вычислить это расстояние? |
Учащиеся разбиваются на мини-группы (по 2 – 3 человека)
Дети выдвигают гипотезы о нахождении данного расстояния с помощью теоремы синусов. Вспоминают признаки подобия треугольников. Обсуждают результаты. |
Физкультминутка | Сопроводить учащихся к безопасному месту для проведения практической работы на местности | Организация безопасного места. | Настраиваются на новый этап работы. |
IV. Практический | Усвоение учащимися нового способа действий | Раздает детям карточки (Приложение 1), для решения поставленной задачи. | Распределяют роль (1 – 2 ученика работают с измерительными приборами, один ученик фиксирует запись в карточке). |
V. Рефлексия | Самооценка результатов своей деятельности | Предлагает сделать выводы от проделанного задания.
Предлагает ответить на следующие вопросы: 1) Как вы думаете, что человеку может пригодиться в измерительной работе на местности? 2) Насколько точны результаты измерения? 3) От чего зависит эта точность? |
Сравнивают результаты вычислений.
Делают выводы.
Отвечают на вопросы учителя. |
VI. Домашнее задание | Закрепить полученные знания | 1-й уровень: читать п. 104, №1037.
2-й уровень: читать п. 104, находясь дома (во дворе), измерить расстояние до любой недоступной точки. Решение и чертеж выполнить в тетради. 3-й уровень: читать п. 104, составить задачу на определение расстояния до недоступной точки, оформить в виде презентации. |
Выбирают определенный уровень. |
Приложение 1
Задание (выполняется в мини-группах по 2 – 3 человека):
Вычислите ширину реки двумя способами. Для этого распределите роли: Роли: Ученик(и), работающий(ие) с измерительными приборами _______________________________________________________________ Ученик, фиксирующий результаты измерений_______________________ Измеряемый объект: Схематический чертеж и решение задачи Ответ: |