Сказкотерапия в образовательной среде дошкольников

№ 187

Рамиля ЗАКИРОВА,

воспитатель высшей квалификационной категории Бирюлинского детского сада «Белочка» Высокогорского района

Эльвира ГАЛЕЕВА,

воспитатель I квалификационной категории Бирюлинского детского сада «Белочка» Высокогорского района

Актуальность сказкотерапии заключается в том, что сказки были есть и всегда будут – естественной частью жизни детей.

Можно утверждать, что сказкотерапия – это одно из перспективных в будущем направлений работы с детьми старшего дошкольного возраста так, как с помощью этого метода можно стимулировать развитие эмоционально-личностной сферы ребенка, что благоприятно влияет на все высшие психические функции ребенка.

Сказка входит в жизнь ребёнка самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы. С миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ героев, оставляя при этом простор воображению.

Сказка – любимый детьми жанр в литературе,  без сказки  не может прожить  ни один ребенок в дошкольном возрасте. Она несет в себе важное психологическое содержание, переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Сказка открывает ребенку перспективы собственного роста, дарит надежду и мечты – предощущение будущего, становится неким духовным оберегом детства, сказки учат жить.  Велико значение сказки для поддержания душевного мира детей.

Сказкотерапия является один из видов здоровьесберегающих коррекционных технологий, инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребёнка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи: воспитательные, образовательные и развивающиеся. Сказкотерапия – пожалуй, самый детский метод психологии, и один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку. Сказкотерапия нацелена на развитие самосознания ребёнка и обеспечивает контакт, как с самим собой, так и с другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире. Принципы сказкотерапии заключаются в знакомстве ребёнка со своими сильными сторонами, в «расширении» его поля сознания и поведения, в поиске нестандартных, оптимальных выводов из различных ситуаций, обмене жизненном опытом. Этот метод развивает умение слушать себя и других, учить принимать и создавать новое. В процессе каждого занятия по сказкотерапии можно дополнительно решать определенные задачи. Например, отработка произвольного внимания или сплочение детей в  группе, развитие чувства взаимопомощи и выручки, поддержки в детском коллективе, так же развитие памяти, расширение эмоционально-поведенческих реакций, где на примерах сказочных героев дошкольники  учатся разбираться в людских характерах.

Сказкотерапия дает решение терапевтических, коррекционных, развивающих, дидактических и релаксационных задач без назидания, путем естественного принятия.

 Сказка связана с волшебством, а значит, с творчеством, с созиданием, с другой стороны, она заставляет задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. Сказка активизирует и эмоциональные, и когнитивные процессы. Она  помогает развитию логических, мыслительных операций ребенку, формировать мышление.

В постановке сказки дети обычно распределяют самостоятельно роли, обсуждают декорацию со взрослыми  и  в самой постановке выполняют то, что у них хорошо получается.

Выделяют несколько приемов работы над сказкой:

  • рассказывание сказки по определенной проблеме (народной, литературной или сочинённой воспитателем);
  • обсуждение сказки, ответы на вопросы;
  • высказывание ребенком своего мнения об услышанном;
  • сочинение новой концовки сказки (при необходимости);
  • рисование (позволяет снять напряжение, вызванное обсуждением проблемы);
  • драматизация сказки.

Анализ сказок позволяет понять, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведением героев. После прослушивания сказки детям задаются вопросы:

  • Как вы думаете, о чем (про что, кого) эта сказка?
  • Кто из героев вам больше всего понравился (не понравился)?
  • Как вы думаете, почему тот или иной герой совершал те или иные поступки?
  • Придумайте, что было бы, если бы герой не совершил этого поступка?
  • Как вы думаете, если бы в сказке были одни хорошие герои (или одни плохие), что это была бы за сказка?
  • Для чего в сказке и плохие, и хорошие герои?

В своей практике мы используем элементы сказкотерапии как в кружковой работе так и в повседневной жизни, учитывая их возрастные особенности и индивидуальные возможности, создаем условия для раскрепощения, проявления интереса к выполнению заданий разной сложности. В группе оформлен уголок драматизации и литературы, у нас в уголке расположены книги с сказками разных народов, русских поэтов, народные сказки, наборы настольных игр, театра, кукол – би-ба-бо, теневой театр. В работе нам помогают родители и родственники детей, привлекаем в свою команду социум, педагогов-специалистов детского сада. Очень часто встречаются дети, которые стесняются выступать на публику, показать себя со сцены, не уверенны в действиях для них роль решается совместно с родителями  и ребенком, стараемся создать такие условия чтобы выступление было легким, доступным открыться для самого ребенка. За несколько лет работы по данной теме, хотелось бы отметить сказкотерапия широко влияют на развитие личности ребенка, помогают эффективно решать задачи обучения и воспитания, развивать врожденные таланты. А также воспитывать важное личное качество, которое несет в себе и национальное и общечеловеческое свойство. Это чувство доброты.