Символизм как литературное направление. Поэзия Серебряного века
№ 186
(Урок-семинар по русской литературе в XI классе)
Наталья ПИЛЮГИНА,
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории гимназии №141 г. Казани
Цели:
– обобщение знаний учащихся о творческой манере поэтов-символистов, о символизме как литературном направлении, его особенностях, содержании, смысла на основе прочитанных стихотворений;
– формирование исследовательских навыков и навыков литературоведческого анализа; –воспитание эстетического вкуса, любви к поэзии.
Форма работы: групповая.
Используемое оборудование: проектор.
Оформление: в течение всего урока-семинара демонстрируется видеоряд с портретами поэтов-представителей школы символистов, чье творчество изучалось при подготовке к уроку.
«Искусство только там, где дерзновение за грань, где порывание за пределы познаваемого, в жажде зачерпнуть хоть каплю стихии чуждой, запредельной»
В.Брюсов
На доске написаны вопросы и задания, данные учащимся заранее, в ходе подготовки к семинару:
- Что вы можете сказать о символизме, о его содержании, смысле на основе прочитанных стихотворений?
- В каких стихотворениях можно увидеть откровенный индивидуализм и бегство от действительности?
- Найдите слова-образы, символы, образные ряды в стихотворениях А.Блока.
- Чем интересен талантливый поэт-символист?
- Можно ли в творчестве поэтов-символистов увидеть драматизм времени?
Ход урока-семинара
Вступительное слово учителя. Начало XX века – «испепеляющие годы» – ознаменовались в России созданием значительных культурных ценностей и национального, и общечеловеческого масштаба. Теперь становится все более очевидным – модернизм, утверждавшийся в полемике с классикой, органически слился с ней. Иногда искусство того времени воспринимается как крушение, крах, но новаторская энергия писателей и поэтов рубежа веков оказывает заметное влияние на искусство XX века.
Рубеж веков – эпоха трёх революций, важная страница в жизни литературы, связанная с великими именами Л.Н.Толстого, А.П.Чехова. Но наряду с реалистическими традициями существовал декаданс.
(Слово предоставляется экспертам, исследовавшим особенности символизма.)
1-й эксперт. В России своеобразным манифестом нового явления литературы и искусства была вышедшая в 1893 году работа Д.Мережковского «О причинах упадка и о новых явлениях современной литературы», в которой автор утверждал, что «художественный идеализм» — возвращение к древнему, вечному, никогда не умиравшему, начало которого лежит в античной культуре. Символ, утверждал Мережковский, скрывается под реалистической подробностью и должен естественно выливаться из глубины действительности. «В поэзии то, что не сказано, а мерцает сквозь красоту символа, действует сильнее на сердце, чем то, что выражено словами. Символизм делает самый стиль, самое художественное вещество поэзии одухотворенным, прозрачным, насквозь просвечивающим, как тонкие стенки алебастровой амфоры, в которой заложено пламя».
В символизме раскрывается полнокровная, здоровая чувственность Ренессанса, связанная с гуманизмом, с раскрепощением человека, обращение к античному миру, в котором усматривается торжество принципов, воплощенных в принципах Аполлона и Диониса: первый освящал эстетический культ прекрасных форм, второй – исступленную эротику.
Мережковский прославлял гибельную, несущую несчастье целому народу красоту Елены. Лохвицкая воспевала «преступную страсть» Федры («Легенда желтых роз»).
2-й эксперт. Впервые разделение на 5 периодов всей мировой истории появилось в мире в произведении писателя VIII – VII в. до нашей эры Гесиода (греч.) «Труды»:
- золотой;
- серебряный;
- медный (бронзовый);
- героический;
- железный.
В 1829 году Вяземский в стихотворении «3 века поэтов» первый вспомнил о терминологии Гесиода по значимости: 1-й век – золотой. Так в настоящее время выражение «золотой век русской литературы» переосмыслено и применяется к литературе всего XIX в., когда творили ее крупнейшие представители — Пушкин, Гоголь, Тургенев, Достоевский и Толстой. Тем более что первые годы XX в. (до революции 1917 г.) обычно, по аналогии с предшествующим периодом, называются «серебряным веком русской литературы (русской поэзии)».
Начало XX века называется «серебряным веком».
Хронологические рамки «серебряного века» – конец века (1893) – ориентировочно 1930 г., символизма – до Октябрьской революции.
«Серебряный век» в различных видах искусства:
Музыка:
1) опера: Ф.И.Шаляпин, Б.Л.Собинов;
2) балет: А.П.Павлова, Т.П.Карсавина, В.Ф.Нижинский.
Театр: В.Ф.Комиссаржевская, В.И.Немирович-Данченко, В.Э.Мейерхольд.
Изобразительное искусство
Молодые художники объединились вокруг А.Бенуа в мощное объединение – 80 человек. Их объединил особый способ видения мира, видя источник вдохновения лишь в красоте, единственным же чистым источником красоты может быть само искусство.
Отличия творчества реалистов от поэзии символистов
Реалисты: литература – явление демократическое, она должна быть доступна всем, народу (И.Бунин, А.Куприн, В.Вересаев, Н.Лесков, В.Короленко, А.Чехов, Л.Толстой). «Декадентство есть несомненный упадок цивилизации» (оно оторвано от народа, его чаяний, рассчитано на элиту – узкий круг людей – слишком много экспериментов, усложненная форма, формотворчество).
- Выступления учащихся об особенностях творчества поэтов школы символистов (наблюдения за творчеством одного из поэтов-символистов).
- Обсуждение.
- В каких из этих стихов можно увидеть откровенный индивидуализм, бегство от действительности? В чем виден демонстративный разрыв этих поэтов с реалистическими традициями русских классиков?
- Приведите примеры образов-символов в их декадентском понимании как выражение отношения поэтов, как «отблеск», знак «иного мира».
«Назвать предмет, значит уничтожить на три четверти наслаждение поэмой», – утверждал Стефан Малларме, французский поэт и писатель, глава символистской школы.
Поэзия русского классицизма создала ряд символов, ставших традиционными. Это, главным образом, мифологические символы: амур – символ любви; музы, хариты, грации – богини женской красоты – символы поэзии, искусства; Вакх – символ веселья, праздничного застолья.
Романтизм внес свой вклад в ряд символов: голубь мира, гроза, буря, метель.
Реалистическая поэзия не отказалась от исторической символики. Разве в словах «роняет лес багряный свой узор» не присутствует символ?
У поэтов-символистов символ иной. Идеалистическое мировоззрение, уход в мир фантазии, мистицизм, религиозность, индивидуалистические начала, упаднические настроения – все это привело к созданию образов – символов, которые выражают не предмет, не явление, а отношение к предмету, представляют знак, «отблеск иного мира».
Такие поэтические символы вызывают индивидуальную ассоциацию. Например, алый может быть воспринят, как нежный, ласковый, цвет зари, цвет крови, этап беды, символ Победы. У Блока красный смех – знак тревоги, красный крик – знак трагедии, красные копья заката – предчувствие зловещих событий.
В стихотворении «Умри, Флоренция, Иуда» А.Блок трижды обращается к слову «пыль». Символистическое употребление
«Всеевропейской желтой пыли
Ты предала себя сама»
сменяется конкретной реалией
«Звенят в пыли велосипеды»,
а затем появляется обобщенный образ: «Ты воскресить себя не можешь
В пыли торговой толчеи»,
т.е. А.Блок употребляет лексический повтор, совпадение словесной оболочки при несовпадении их значений.
- Можно ли в творчестве поэтов-символистов увидеть «драматизм времени, невиданные перемены, неслыханные мятежи» (К.Бальмонт)?
- Вспомните гражданственность, гуманизм, реалистичность картин и образов, ритмико-интонационность, выразительность поэзии Пушкина, Лермонтова, Некрасова. А в творчестве поэтов-символистов можно эти увидеть традиции?
(«Кинжал» В.Брюсов- М.Ю.Лермонтов
«Пепел» А.Белый – Н.А.Некрасов
Альманах «Северные цветы» – символисты – А.С.Пушкин).
Вывод: художественное наследие символистов велико, ярко, проникновенно, многокрасочно, философично;
– поэты и художники стремятся к пониманию своей Родины, ее истории, культуры, начиная с древней Руси;
– философские искания, размышления о страданиях человека,, о человеке и религии, осмысление природы, космоса – все это сближает их с лучшими представителями русской классической литературы;
– они стремятся к гармонии Человека с Душой Мира, Вечной Женственностью, Красотой, Любовью;
– увлекаясь «неземным», нереальным, они были искренни, внесли психологизм в свою поэзию;
– они внесли большой вклад в развитие стихотворной формы;
– их творчество способствовало взлету русской поэзии.
Домашнее задание. Прочитать статью «Акмеизм. Его основные черты, особенности». Аналитическое чтение поэзии представителей акмеизма Н.Гумилева, О.Мандельштама.