Закрепление навыка решения задач
№ 185
(Интегрированный урок (математика + экология) в 3 классе)
Анастасия АЛЁХИНА,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории средней школы №135 г. Казани
Тип урока: интегрированный.
Форма урока: закрепление полученных знаний.
Цель: совершенствовать умение решать задачи изученных видов.
Задачи:
– отрабатывать вычислительные навыки;
– показать пути экологического воспитания на уроках математики;
– развивать познавательную активность учащихся;
– развивать мыслительные операции: аналогию, обобщение, сравнение, классификацию;
– воспитывать любовь к природе.
Оборудование: плакат с рисунком змеи, плакат для устного счёта, иллюстрации птиц (дятел, зарянка, горихвостка), иллюстрации ягод (черника, земляника, клюква) и цветов (кувшинка, кислица), карточки с ответами примеров, текстом задачи.
Ход урока
- Организационный момент
Учитель. Ребята! Готовы вы к уроку? (Да.)
На вас надеюсь я, друзья.
Мы хороший дружный класс.
Всё получится у нас!
Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Вы будете закреплять умение решать задачи. Но задачи будут необычные, а связанные с окружающим нас миром.
- Диагностика знаний и умений
Учитель. К нам на урок пришла мудрая змея. (На доске.) Она на вас лукаво смотрит. Дело в том, что она приготовила задания:
Рис. 1
– С помощью одной и той же цифры запишите любое двузначное число. (11 … 99)
– Запишите число, в котором число десятков на 7 больше числа единиц. (70, 81, 92)
– Запишите в порядке возрастания три трёхзначных числа, используя цифры 1, 7, 3. (137, 173, 317)
– Посмотрите внимательно на хвост змеи. Что можете сказать об этом ряде чисел? (Однозначные.)
– Как они записаны? (В порядке убывания.)
– Как получилось последующее число? (Вычитали 1.)
– Прочитайте этот ряд чисел. (71…)
– Какое число лишнее? Почему? (753, оно трёхзначное.)
– Какое число пропущено? (74)
– Что общего у чисел? (Состоят из десятков и единиц.)
– На какие группы можно разделить эти числа? (На чётные и нечётные)
– Соотнесите число 10 с единицами длины. (1 см = 10 мм, 1 дм = 10 см, 1 м = 10 дм)
– Что скажите про число 753? (Трёхзначное, 7 сотен, 5 десятков, 3 единицы.)
– Назовите последующее и предыдущее числа. (754, 755)
Учитель. Это число мы называли неспроста.
Дятел – лесной доктор. Он избавляет деревья то насекомых – короедов. Так вот, один дятел за день съедает 753 короеда. Добывая корм, он делает в деревьях выемки. Их охотно используют для своих гнёзд маленькие птичьи. Получается взаимосвязь: дятел → деревья → птички. (Рисунок дятла.)
Эта схема отражает, как связаны растения и птицы между собой. Существует такая наука, которая изучает подобные взаимоотношения в природе. Название этой науки мы узнаем, если быстро и правильно решим примеры.
III. Устный счёт
Учитель. Как называются компоненты при умножении? (Множитель, множитель, произведение.)
На доске:
Учитель. Читаем примеры, решаем. У вас на партах карточки с ответами. У кого карточка с данным ответом? Выставляем на доску.
3 | 51 | 78 | 30 | 36 | 72 | 96 | 69 |
Учитель. Полученные ответы расположите в порядке возрастания. (30 … 96)
– Переверните карточки. Итак, как называется наука? (Экология)
Экология – наука о доме, но не о том, который строитель выстроил из кирпича, а о природном доме, который есть у каждого растения, животного. Всё то, что окружает нас в природе – это наш дом. Экология – наука, которая исследует, как живые существа связаны со всем тем, что их окружает. Она изучает, например, как растение связано с воздухом, водой и другими растениями.
Учитель. На каких геометрических фигурах написаны множители? (На овалах и прямоугольнике.)
– Что такое прямоугольник? (Это – четырёхугольник, у которого все углы прямые и противоположные стороны равны.)
- IV. Самостоятельная работа
Учитель. Нужно найти у прямоугольника сумму длин сторон. Запишите решение, ответ.
6 см | |
2 см |
Учитель. Прочитайте свои решения.
Учащиеся.
6 + 2 + 6 + 2 = 16 (см)
(6 + 2) * 2 = 16 (см)
6 * 2 + 2 * 2 = 16 (см)
Учитель. Какой способ рациональнее? (6 + 2) * 2 = 16 (см))
- V. Решение задачи
Учитель. Рассмотрим некоторые экологические проблемы и экологические «цепочки».
Прочитайте задачу, написанную на карточке.
Школьники пошли гулять на поляну. Ученики 1 класса сорвали 45 цветов, а 2 класса – 46 цветов. Сколько бабочек останется без обеда, если 1 бабочка в среднем, чтобы стать сытой, должна попробовать нектар 7 цветов?
Подумайте, как удобнее оформить краткую запись?
Учащиеся. В таблице.
Учитель. Какие слова возьмём для составления таблицы?
На доске:
Норма на 1 бабочку | Количество бабочек | Общая норма |
1 кл. | 45 цв. | |
7 цв. | ? б. | ? цв. |
2 кл. | 46 цв. |
Учитель. Какие две величины необходимо знать, чтобы ответить на главный вопрос?
Учащиеся. Норму на одну бабочку и общую норму.
Учитель. Что известно?
Учащиеся. Нам известно, что одна бабочка должна попробовать нектар 7 цветов.
Учитель. Что неизвестно?
Учащиеся. Сколько всего цветов сорвали дети?
Учитель. Какие 2 величины надо знать, чтобы узнать, сколько всего цветов сорвали школьники?
Учащиеся. Сколько цветов сорвали ученики 1 класса и сколько цветов сорвали 2 класса.
Учитель. Известны нам эти величины?
Учащиеся. Известны.
Учитель. Запишите решение выражением и ответ.
Проверим. Прочитайте решение и ответ.
Учащиеся. (45 + 46) : 7 = 13 (б.)
Ответ: 13 бабочек останется без обеда.
Учитель. Что в содержании задачи вам не понравилось?
Учащиеся. Школьники поступили неправильно. Если пришёл в гости к природе, то нельзя ничего рвать, ломать.
Учитель. Послушайте стихотворение, которое вам прочитает Юля.
На Земле исчезают цветы
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нам понятно было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали.
В нас молчало разумное «стой!»
Нам казалось всё мало, всё мало.
А потом в толпе городской
Мы охапки тащили устало.
Физминутка
Жура-жура-журавель!
Облетел он сто земель.
Облетел, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
– Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
–- Лучше нет родного края!
- VI. Математическая цепочка
Учитель. Мы с вами рассматривали экологическую «цепочку», а теперь рассмотрим и решим математическую «цепочку». Правильно решив её, вы узнаете новые сведения о ягоде.
4 – 40 : 10 + 8 : 2 * 1 + 14 : 2 + 51 * 1 =
Рисунок черники
65 – черника
Рисунок земляники
75 – земляника
Рисунок клюквы
95 – клюква.
Учитель. Так что же это за ягода?
Учащиеся. Черника.
Учитель. Врачи утверждают, что если съесть 600 г черники, то человек запасётся витаминами на всю зиму. Это необходимо особенно людям, которые живут на севере.
VII. Работа над задачей
Учитель. Ребята, скажите, а вашим мамам нравится, когда им дарят живые цветы? А какие можно дарить цветы? А где их выращивают? (Ответы детей.)
– Прочитайте задачу.
На доске:
На пришкольном участке дети вырастили цветы: 61 тюльпан и 39 георгинов. К празднику срезали 15 цветов.
На доске:
61 + 39 (61 – 15) + 39
61 – 31 61 + (39 – 15)
Учитель. Из данных выражений выберите те, которые являются ответами на вопросы.
- На сколько тюльпанов вырастили больше, чем георгинов? (61 – 31)
- Сколько цветов осталось, после того, как дети срезали 15 тюльпанов? (61 – 15) + 39)
- Сколько всего цветов вырастилили? (61 + 39)
- Сколько цветов осталось, после того, как дети срезали 15 георгинов? (61 + (39 – 15)
VIII. Творческое задание
Учитель. Сегодня на уроке вы решали задачи. А теперь сами составьте задачи, используя иллюстрации и данные.
На доске:
Рисунок зарянки Рисунок горихвостки
а) Зарянка Горихвостка
за день 900 насекомых за день 500 гусениц
Рисунок кувшинки Рисунок кислицы
б) Кувшинка Кислица
7ч – 17 ч 9ч – 18 ч
Учащиеся.
А) За день зарянка съедает 900 насекомых, а горихвостка – 500 гусениц. На сколько меньше насекомых съедает горихвостка, чем зарянка?
Б) Кувшинка распускается в 7 часов утра, а закрывает свои лепестки в 17 часов. Кислица распускается в 9 часов утра, а закрывает свои лепестки в 18 часов. Какой цветок и на сколько часов больше радует своей красотой?
- IX. Итог урока
Учитель. Чему учились на уроке? Как называется наука, которая изучает взаимосвязь живых существ с окружающей средой? (Ответы детей.)
Учитель. Человек неотделим от природы. Уважайте законы природы! Только в содружестве с ней мы можем быть счастливым. Я думаю, что может быть кто-то из нашего класса станет экологом. Но не забывайте, что любой эколог и человек любой профессии должен хорошо знать математику.