Формы и виды организации учебной деятельности на уроках ОРКСЭ
№ 184
Альбина ГАЙНУЛЛИНА,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории средней школы №80 г. Казани
Курс ОРКСЭ (основы религиозных культур и светской этики) включает в себя 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики.
Когда встал вопрос о том, какой модель выбрать нам, мы проанализировали контингент нашей школы.
Наша школа многонациональная: русские, татары, марийцы, киргизы, азербайджанцы, узбеки, грузины, казахи и др. Мы формируем у детей толерантность. Воспитательный процесс проходит как на уроках, так и во внеурочное время.
Одним из любимых праздников наших ребят является праздник «День родных языков». В этот день проводятся соревнования по разгадыванию загадок, ребусов и кроссвордов, разучиваются национальные игры. Такие мероприятия помогают пробудить в ребятах интерес к другим языкам. Совместно отмечаем такие национальные праздники как Масленица и Науруз. Ни один праздник Масленицы не обходится без блинов и чаепитий с классом. На классных часах дети делятся своими познаниями о народных традициях и праздниках. На праздник Науруз активисты школы переодеваются в татарские, киргизские, туркменские народные костюмы и ходят по классам, поздравляя всех стихами и песнями. Праздники не только знакомят с другими культурами, но и погружают детей в их. Но самым любимым мероприятием наших ребят является фестиваль народных песен. Дети долго и ответственно готовятся к этому мероприятию: изучают костюмы, изготавливают их собственными руками, подбирают песни и разучивают танцы. Праздник сопровождается выставкой национальных блюд, а затем и совместным чаепитием. На этом мероприятии мы можем увидеть все разнообразие культур нашей родины. Если о национальности детей мы говорим открыто, то вопрос вероисповедания стараемся не поднимать. Однако часто эти вопросы приходится затрагивать на классных часах, потому что у детей возникают вопросы.
Например, в столовой, кто-то из детей спрашивает: «Хэлэл ли это?». Или дети не спускаются в столовую, говорят, что держат уразу. Или, например, мы отдыхаем в праздник Курбан байрам. Или же, читая рассказы и сказки, дети спрашивают про праздник Рождества? Приходится очень тонко подводить детей к тому, что это религиозные праздники, традиции и обряды. Поэтому к IV классу дети знают, что люди придерживаются разной веры: ислама, христианства.
На последнем родительском собрании в III классе у родителей встает вопрос выбора модуля. Так как в классе учатся дети из семей разного вероисповедования, то логичным был выбор модуля «Основы мировых религиозных культур». При выборе данного модуля родители опасались того, что преподавание предмета превратится в пропаганду какой-либо религии. Мы разъясняли им, что этот предмет имеет светский, ознакомительный характер. Действительно, в процессе изучения материала дети понимают, что история возникновения, пути развития религий пересекаются, а система взглядов, свод моральных норм, если и не одинаковые, то очень схожи.
Материала по этому модулю очень мало, поэтому и ценны наши наработки.
Мы работаем по учебнику А.Н.Сахарова и К.А.Кочегарова . Так как нет печатных тетрадей по этому предмету, очень хорошо на уроке помогают рабочие листы. Рабочие листы представляют собой листы с заданиями и иллюстрациями к ним. (Приложение1)
Структура урока ОРКСЭ не отличается от основных уроков. Пройдемся по некоторым этапам.
Мотивационный этап
Способы мотивации детей на работу:
– актуализировать мотивы предыдущих достижений («Мы хорошо поработали над предыдущей темой»);
– вызывать мотивы относительной неудовлетворенности («Но не усвоили еще одну важную сторону этой темы»);
– усилить мотивы ориентации на предстоящую работу («А между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях»);
– усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.
Актуализация знаний
Стараемся актуализировать знания в игровой форме.
– Кроссворд, сканворд, филворд. В приложении 2 представлен филворд на повторение темы «Во что верят мусульмане?». Среди букв ребята находят знакомые слова, определения и объясняют его.
– Тест.
– Игра «Да-нет» или «верное-неверно». Например, перед темой «Христианская церковь», мы проходили тему «Возникновение христианства». Я подготовила вопросы (приложение 3), а вот на последний вопрос «Верно ли, что Иисус проповедовал в церкви?» мнения разделились. Я сообщила о том, что эту тему мы будем проходить на этом уроке и в конце урока вы на него ответите.
– Блиц-опрос. Это комплекс из коротких вопросов на которые требуются быстрые ответы. Например, блиц-опрос по теме «Введение в предмет». После ответа на последний вопрос «Какие религии вы знаете?» можно переходить к теме «Древние предания христиан». (Приложение 4)
– Определите логическую связь. При изучении темы «Во что верят буддисты?» детям можно дать задание: «Перед вами три слова, нужно добавить 4-е слово и объяснить почему добавили именно его»
Ответ. Это 4 истины буддизма:
- Всё есть страдание.
- Причина страданий – желания человека.
- Путь к избавлению от страданий лежит в избавлении от желаний.
- Чтобы достичь нирваны нужна правильная речь, поведение, сосредоточение, почитать Будду, Дхарму (закон, открытый Буддой ) и сангху (слова, беседы Будды).
– Игра «Чёрный ящик». В черном ящике может находится предмет, который у детей ассоциируется с какой-то историей, или личностью. Дети должны высказать свои предположения. Например, яблоко (тема «Древние предания христиан». Придание о первородном грехе) или ветка (тема «Направления и обряды буддизма» притча «Просто иди своим путем»), картинка с лягушками (тема «Иудаизм древняя религия евреев, рассказ о казнях египетских»).
– Пазлы. Например, при изучении темы «Православный храм» ребята могут собрать пазл Петропавловского собора. А затем уже разобрать тему устройство храма, а так же символику куполов. (Приложение 5)
Объяснение нового материала
- Обучающие мультфильмы. Кроме традиционной подачи материала можно детям предложить посмотреть мультфильм, но перед просмотром обязательно задается вопрос. Например тема «Древние предания христиан» перед тем как посмотреть мультфильм «Всеимирный потоп». Задаю вопрос: «Кого посылал главный герой мультфильма на сушу?» (ворон, голубь)
Затем идёт беседа по мультфильму:
– Почему произошел потоп?
– Почему для спасения Бог выбрал Ноя?
– Что подсказало Ною о том, что вода ушла и появилась суша?
- Составление схемы в процессе разъяснения материала.
- Составление таблицы. По ходу чтения текста из учебника, заполняется таблица.
4. Комментированное чтение.
- Работа с притчами.
Домашнее задание
- Подготовить дополнительный материал по будущей теме (опережающее задание).
- Придумать и провести блиц-опрос, тест.
- Составить вопросы по прочитанному параграфу (с ответами) и задать их классу.
- Создать книжку-малышку по теме «Притчи». Организовать выставку в библиотеке.
- Расскажи историю от имени Евы, Ноя, Будды.
- Составить рассказ «Угадай, кто это?». Ученик пишет все, что знает, о своем «герое», начиная с малоизвестных фактов и заканчивая общеизвестными. Для того, чтобы отгадать о ком идет речь, одноклассники задают вопросы о загаданном герое, но только те, на которые можно ответить «да» или «нет».
Оценивание
Особенностью этого предмета является его безотметочность. Не смотря на то, что на этих уроках отметки не ставятся, но отметить то, что ребенок хорошо поработал на уроке – важно. Сложно мотивировать детей, если не оценивать их работу, поэтому нам помогают наклейки. В самом начале года объявляем детям, что они будут сдавать «зачёт», как в институте. Но есть возможность получить его «автоматом». Для этого в течении четверти нужно получать наклейки за хорошую работу и 5 наклеек освобождает от зачета. Ребята их получают не за правильные ответы, а за высказывание своего мнения на уроке.
Рефлексия.
ОРКСЭ – интересный курс. Учащиеся принимают активное участие на протяжении всего урока. К концу урока ребенок должен ответить только на один вопрос «За что я сегодня могу себя похвалить?».
Мышление ребенка, устроено так, что он боится всего неизвестного. Неизвестное пугает, заставляет становиться на защиту того, что известно. Лучшая защита – нападение. Поэтому в мире часты конфликты на религиозной почве. Нам верится, что если детей с малых лет знакомить с основами религии, то они перестанут бояться других религий, защищаться от них.
Зная о традициях и обычаях других вероисповеданий, дети относятся с таким же уважениям к ним, как и к своим. Думаем, с этой целью и внедрялся этот предмет в учебную программу.
Приложение 1
Приложение 2.
Приложение 3
Игра «Верно-неверно»
- Верно ли, что Евангелие означает «Заветная книга»? (Нет, «добрая или радостная весть».)
- Верно ли, что к деве Марии явился царь Иудеи и возвестил ему о том, что у неё родится Сын Божий? (Нет, к ней явился архангел Гавриил.)
- Верно ли, что Иисус родился в городе Вифлееме? (Да.)
- Верно ли, что у Иисуса были ученики? (Да.)
- Верно ли, что Иисусу было 90 лет, он умер от старости в кругу семьи? (Нет, он был распят на кресте в возрасте 33 лет.)
- Верно ли, что Иисус проповедовал в церкви?
Приложение 4
Блиц опрос по содержанию учебника (С. 3 – 9).
- Во что верили древние люди? (В духов и богов.)
- Что или кто попадал в загробный мир? (Душа.)
- Как назывались ранние религии, основанные на сказаниях и легендах? (Язычество.)
- В чем главное отличие язычества и монотеистических религий? (Язычество – много богов, монотеистические религии – один.)
- Как люди угождали языческим богам? (Приносили жертвы.)
- Что служит наградой языческих богов? (Исполнение желаний.)
- Как люди угождали монотеистическому богу? (Выполняли заповеди.)
- Что служит наградой монотеистического бога? (Спасение души.)
- Что такое заповеди? (Это – определенные требования, правила.)
- Кто попадает в рай? (Спасенные души.)
- Кто попадает в ад? (Грешники.)
12 Назовите место, где люди будут испытывать вечную радость. (Рай.)
- Назовите место вечных мучений. (Ад.)
- Какие религии знаете? (Христианство, Ислам, Иудаизм, Буддизм.)
Приложение 5.