Мой город. Моя республика
№ 182
(Проект)
Нурия ФАРУХОВА,
старший воспитатель I квалификационной категории детского сада №146 г. Казани
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста — одна из задач нравственного патриотического воспитания. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе любовь к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре своего города, страны и традициям народов, которые проживают в Татарстане. Дошкольники воспринимают окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране, к людям у них проявляются в восхищении своим городом, своей страной, окружающими его людьми.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует от современного дошкольного образовательного учреждения глубокой целенаправленной деятельности по нравственно- патриотическому воспитанию, приобщению детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, страны, формировать чувство любви к своей малой родине, пробудить чувства гордости за то, что они живут в такой замечательной стране как Россия – малой Родине – Татарстан!
Актуальность проблемы
Задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуальность в современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества. Дети страдают дефицитом знаний о городе, крае, где многие из них родились и живут, родной стране, особенностях народных традиций.
Равнодушно относятся к близким, пожилым людям, товарищам по группе, недостаток сострадания и сочувствия к чужим переживаниям, к чужому горю. Уже с детства человек должен гордиться своей национальной принадлежностью, любить родной край, свою Родину. Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что каждому из нас надо быть полезным Родине, а для этого надо много знать, уметь, с детства совершать такие поступки, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем — на благо всей страны.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка сложный педагогический процесс. Оно начинается у ребенка с отношения к своей семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке, сестре, брату, с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чем он изумляется и что находит отклик в его душе. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек. Знакомясь с родным городом, его архитектурой, ребенок учится осознавать себя живущим в определенном временном периоде, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры.
Патриотическое воспитание-понятие емкое. Наша задача – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, сформировать черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.
Все выше сказанное способствовало началу работы над проектом «Мой город. Моя республика».
Проблема. В результате анализа знаний о своем городе было выявлено, что дети не владеют достаточной информацией, имеют элементарное представление. Возник вопрос: как решить выявленную проблему? Так родилась идея педагогического проекта: расширить знания детей о своем городе, его жителях, истории и культуре и традициях народов, которые проживают в нашем городе.
Ведь уже с детства человек должен любить свою Родину, родной край, гордится своей национальной принадлежностью. Если все лучшее заложить в дошкольном возрасте, который является наиболее благоприятным периодом для воспитания высоких социально-нравственных качеств в детях, для которых характерны податливость, доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет взрослого, это остается с ним на всю жизнь.
Важным условием решения проблемы является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.
Как выяснилось, родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимания данной проблеме, считают ее не важной. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине, следовательно, проблема нравственно-патриотического воспитания важна для общества в целом.
Гипотеза исследования: не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях. Будут знать имена тех, кто основал его, начнут проявлять интерес к природе родного края, к жизни коренного населения, к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель достигнута, и задачи проекта выполнены.
Цель проекта: Формирование патриотических качеств личности через приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи:
1. Создать условия для восприятия сведений о культурном облике своего города, об историческом прошлом родного края.
2. Вызвать интерес к истории своего города, его достопримечательностям, культуре, ценностям природы.
3. Познакомить с играми народов Поволжья.
4. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
5. Развивать представление о культуре, быте и традициях коренных народов родного края.
6. Формировать гражданственность, чувство любви и гордости к малой родине.
7. Развивать эмоционально-целостное отношение к своей семье, дом, улице, городу, краю, стране.
Ожидаемые результаты. В ходе работы над проектом дети познакомятся с историей родного города, символикой, архитектурой, климатическими условиями. Сформируется положительное отношение к окружающему миру, своей семье, другим людям, самому себе. Вырастет интерес к коренному населению, его культуре, быту и традициям. Будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни. Возникнет чувство гордости за свой город, желание сохранить его чистым и красивым.
Появится и утвердится определенный набор нравственных качеств:
– нравственные чувства (совесть, долг, вера, ответственность, гражданственность, патриотизм);
– нравственный облик (терпение, милосердие);
– нравственная позиция (способность различию добра, зла, готовность к преодолению жизненных испытаний);
– нравственное поведение (готовность к служению Отечеству, послушание, добровольность).
Появится ответственность за свои дела и поступки.
Новизна проекта заключается в комплексном подходе к решению поставленных задач проекта:
- интегративный подход в организации образовательной деятельности (организованные формы обучения, совместная деятельность воспитателей с детьми, свободная самостоятельная деятельность)
- интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
- совместная деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению прошлого и настоящего родного города, по формированию определенных нравственных качеств;
- взаимодействие с семьей и социумом по патриотическому воспитанию детей в условиях ДОУ.
- в создании условий педагогической деятельности всех участников проекта, активной эмоциональной включенности педагогов, детей, родителей, поиском методов и средств освоения задач проекта.
Практическая значимость
- Повышение качества образовательного процесса по патриотическому воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов.
- Создание методической копилки по патриотическому воспитанию.
- Обогащение предметно-пространственной среды и создание условий для обобщения материала по формированию у детей нравственных качеств.
- Внедрение в практику совместную работу семьи и детского сада по решению поставленных задач.
- Формирование у детей интереса к своему городу, сохранению его архитектурных ценностей, воспитание уважения к людям.
Теоретическая значимость
Долгие годы педагогический процесс нравственно-патриотического воспитания больше был направлен на социум (интересы общества, государства). Советская педагогика рекомендовала формировать у детей основы коллективизма, патриотизма, интернационализма. В наше время основами нравственно-патриотического воспитания считают формирование эмоционально – положительных отношений к людям разных национальностей, воспитание любви к своей Родине, месту, где родился и живешь, гуманных чувств и отношений к природе, окружающему миру, восприятие нравственно- волевых качеств, формирование основ культуры общения с близкими людьми, значимыми взрослыми, сверстниками. К самому себе, воспитание культуры поведения.
Нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных задач дошкольного образования. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о своей малой Родине, базисные знания о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.
Принципы создания проекта
– Принцип доступности – предусматривает организацию рабаты с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.
– Принцип наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать и тем самым реализовать стремление к познанию.
– Принцип интегративности – сочетание всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
– Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы, где основной является игра.
– Принцип диалогического общения – отражает открытость, искренность, взаимопонимание всех субъектов творческого проекта.
– Принцип дифференциации в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний.
– Принцип системности – достижении цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности.
– Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.
Методы и приемы:
1. Создание игровой ситуации, сюрпризные моменты.
2. Обьяснительно-иллюстративные.
3. Демонстрационные.
4. Проблемные ситуации.
5. Словесные.
6. Исследовательские.
7. Методы формирования сознания личности: рассказ, объяснение, разъяснение, этические беседы.
8. Методы формирования личности и формирования опыта поведения: упражнения, поручения, воспитывающие ситуации.
Формы организации детей:
- Беседы
- НОД.
- Продуктивная деятельность.
- Дидактические игры.
- Подвижные игры.
- Сюжетно- ролевые игры.
- Театрализованные игры.
- Рассматривание тематических альбомов.
- Организация выставки поделок сделанных вместе с родителями.
- Выставки детских рисунков.
- Изготовление поделок к праздникам для родителей.
- Заучивание стихов, песен, пословиц, поговорок по теме проекта.
- Чтение художественной литературы.
- Праздники.
- Развлечения.
- Просмотры презентаций, фильмов.
Формы работы с родителями.
- · Индивидуальные беседы.
- · Консультации.
- · Организация встреч с интересными людьми.
- · Театральные вечера.
- · Совместные выставки, праздники, развлечения, экскурсии.
- · Дидактические игры
- · Чтение художественной литературы, заучивание стихов, песен
- · Рассматривание альбомов с достопримечательностями
Продукт проектной деятельности.
- · Челлендж «Казань, Казань, моя столица
Мой милый край, мой дом родной».
- · Фотоальбом «Животные и растения нашего края».
- · Альбомы «Их именами названы улицы г.Казани»
- · Флешмоб «Хоровод Дружбы!»
- · Развлечение «Фестиваль народных игр».
Интегрируемые образовательные области: «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое».
Тип проекта: познавательный, творческий, групповой.
Длительность проектной деятельности: 2 недельный (октябрь 2020г. – 2020г.)
Реализация задач предусматривала три этапа:
- Организационный
- Основной
- 3. Заключительный
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители, педагоги детского сада музыкальный руководитель, воспитатель по обучению татарского языка, инструктор по физическому воспитанию.
Поэтапное содержание проекта
Этапы | Содержание |
1-й этап. Организационно-диагностический |
|
2-й этап. Основной |
|
3-йэтап.Заключительный |
|