Мой город. Моя республика

№ 182

(Проект)

Нурия ФАРУХОВА,

старший воспитатель I квалификационной категории детского сада №146  г. Казани

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста — одна из задач нравственного патриотического воспитания. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе любовь к родной природе, к родному дому  и семье, к истории и культуре  своего города, страны и традициям народов, которые проживают в Татарстане. Дошкольники воспринимают окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране, к людям у них проявляются в восхищении своим городом, своей страной, окружающими его людьми.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует от современного дошкольного образовательного учреждения глубокой целенаправленной деятельности по нравственно- патриотическому воспитанию, приобщению детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, страны, формировать чувство любви к своей малой родине, пробудить чувства гордости за то, что они живут в такой замечательной стране как Россия – малой Родине – Татарстан!

Актуальность проблемы

Задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуальность в современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества. Дети страдают дефицитом знаний о городе, крае, где многие из них родились и живут, родной стране, особенностях народных традиций.

Равнодушно относятся к близким, пожилым людям, товарищам по группе, недостаток сострадания и сочувствия  к чужим переживаниям, к чужому горю. Уже с детства человек должен  гордиться своей национальной принадлежностью, любить родной край, свою Родину. Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что каждому из нас надо быть полезным Родине, а для этого надо много знать, уметь, с детства совершать такие поступки, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем — на благо всей страны.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка сложный педагогический процесс. Оно начинается у ребенка с отношения к своей семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке, сестре, брату, с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чем он изумляется и что находит отклик в его душе.  Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек. Знакомясь с родным городом, его архитектурой,  ребенок учится  осознавать себя живущим в определенном временном периоде, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры.

Патриотическое  воспитание-понятие емкое. Наша задача – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, сформировать черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.

Все  выше сказанное способствовало началу работы над проектом «Мой город. Моя республика».

Проблема. В результате анализа  знаний о своем городе было выявлено, что дети не владеют достаточной информацией,  имеют элементарное представление. Возник вопрос: как решить выявленную проблему? Так  родилась идея педагогического проекта: расширить знания детей о своем городе, его жителях, истории и культуре и традициях народов, которые проживают в нашем городе.

Ведь уже с детства человек должен любить свою Родину, родной край,  гордится своей национальной принадлежностью. Если все лучшее заложить в дошкольном возрасте, который является наиболее благоприятным периодом для воспитания высоких социально-нравственных  качеств в детях, для которых характерны податливость, доверчивость, склонность к  подражанию и огромный авторитет  взрослого, это остается с ним на всю жизнь.

Важным условием решения  проблемы является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.

Как выяснилось, родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимания данной проблеме, считают ее не важной. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине, следовательно, проблема нравственно-патриотического воспитания важна для общества в целом.

Гипотеза исследования: не следует  ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях. Будут знать имена тех, кто основал его, начнут проявлять интерес к природе родного  края, к жизни коренного населения, к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель достигнута, и задачи проекта выполнены.

Цель проекта: Формирование патриотических качеств личности через приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Задачи:

1. Создать условия для восприятия сведений о культурном облике своего города, об историческом прошлом родного края.

2. Вызвать интерес к истории своего города, его достопримечательностям, культуре, ценностям природы.

3. Познакомить с  играми народов Поволжья.

4. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;

5. Развивать представление о культуре, быте и традициях коренных народов родного края.

6. Формировать гражданственность, чувство любви и гордости к малой родине.

7. Развивать эмоционально-целостное отношение к своей семье, дом, улице, городу, краю, стране.

Ожидаемые результаты. В ходе работы над проектом дети познакомятся с историей родного города, символикой, архитектурой, климатическими условиями. Сформируется положительное отношение к окружающему миру, своей семье, другим людям, самому себе. Вырастет интерес к коренному населению, его культуре, быту и традициям. Будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни. Возникнет чувство гордости за свой город, желание сохранить его чистым и красивым.

Появится и утвердится определенный набор нравственных качеств:

– нравственные чувства (совесть, долг, вера, ответственность,  гражданственность, патриотизм);

– нравственный облик (терпение, милосердие);

– нравственная позиция (способность различию добра, зла, готовность к преодолению жизненных испытаний);

– нравственное поведение (готовность к служению Отечеству, послушание, добровольность).

Появится ответственность за свои дела и поступки.

Новизна проекта заключается в комплексном подходе к решению поставленных задач проекта:

  • интегративный подход в организации образовательной деятельности (организованные формы обучения, совместная деятельность воспитателей с детьми, свободная самостоятельная деятельность)
  • интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»;
  • комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
  • совместная деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению прошлого и настоящего родного города, по формированию определенных нравственных качеств;
  • взаимодействие с семьей и социумом по патриотическому воспитанию детей в условиях ДОУ.
  • в создании условий педагогической деятельности всех участников проекта, активной эмоциональной включенности  педагогов, детей, родителей, поиском методов и средств освоения задач проекта.

Практическая значимость

  • Повышение качества образовательного процесса по патриотическому воспитанию через организацию совместной  исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов.
  • Создание методической копилки по патриотическому воспитанию.
  • Обогащение предметно-пространственной среды и создание условий для обобщения материала по формированию у детей нравственных качеств.
  • Внедрение в практику совместную работу семьи и детского сада по решению поставленных задач.
  • Формирование у детей интереса к своему городу, сохранению его архитектурных ценностей, воспитание уважения к людям.

Теоретическая значимость

Долгие годы педагогический процесс нравственно-патриотического воспитания больше был направлен на социум (интересы общества, государства). Советская педагогика рекомендовала формировать у детей основы коллективизма, патриотизма, интернационализма. В наше время основами нравственно-патриотического воспитания считают формирование  эмоционально – положительных отношений к людям разных национальностей, воспитание любви к своей Родине, месту,  где родился и живешь, гуманных чувств и отношений к природе, окружающему миру, восприятие нравственно- волевых качеств, формирование основ культуры общения с близкими людьми, значимыми взрослыми, сверстниками. К самому себе, воспитание культуры поведения.

Нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных задач дошкольного образования. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные  знания о своей малой  Родине, базисные знания о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.

Принципы создания проекта

– Принцип доступности – предусматривает организацию рабаты с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

– Принцип наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать и тем самым реализовать стремление к познанию.

– Принцип интегративности – сочетание всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.

– Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы, где основной является игра.

– Принцип диалогического общения – отражает открытость, искренность, взаимопонимание всех  субъектов творческого проекта.

– Принцип дифференциации в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний.

– Принцип системности – достижении цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности.

– Принцип преемственности  взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.

Методы и приемы:

1. Создание игровой ситуации, сюрпризные моменты.

2. Обьяснительно-иллюстративные.

3. Демонстрационные.

4. Проблемные ситуации.

5. Словесные.

6. Исследовательские.

7. Методы формирования сознания личности: рассказ, объяснение, разъяснение, этические беседы.

8. Методы формирования личности и формирования опыта поведения: упражнения, поручения, воспитывающие ситуации.

Формы организации детей:

  • Беседы
  • НОД.
  • Продуктивная деятельность.
  • Дидактические игры.
  • Подвижные игры.
  • Сюжетно- ролевые игры.
  • Театрализованные игры.
  • Рассматривание тематических альбомов.
  • Организация выставки  поделок сделанных  вместе с родителями.
  • Выставки детских рисунков.
  • Изготовление поделок к праздникам для родителей.
  • Заучивание стихов, песен, пословиц, поговорок по теме проекта.
  • Чтение художественной литературы.
  • Праздники.
  • Развлечения.
  • Просмотры  презентаций, фильмов.

Формы работы с родителями.

  • · Индивидуальные беседы.
  • · Консультации.
  • · Организация встреч с интересными людьми.
  • · Театральные вечера.
  • · Совместные выставки, праздники, развлечения, экскурсии.
  • · Дидактические игры
  • · Чтение художественной литературы, заучивание стихов, песен
  • · Рассматривание альбомов с достопримечательностями

Продукт проектной деятельности.

  • · Челлендж «Казань, Казань, моя столица

Мой милый край, мой дом родной».

  • · Фотоальбом «Животные и растения нашего края».
  • · Альбомы «Их именами названы улицы г.Казани»
  • · Флешмоб «Хоровод Дружбы!»
  • · Развлечение «Фестиваль народных игр».

Интегрируемые образовательные области: «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое».

Тип проекта: познавательный, творческий, групповой.

Длительность проектной деятельности: 2 недельный (октябрь 2020г. –  2020г.)

Реализация задач предусматривала три этапа:

  1. Организационный
  2. Основной
  3. 3.                Заключительный

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители, педагоги детского сада музыкальный руководитель, воспитатель по обучению татарского языка, инструктор по физическому воспитанию.

Поэтапное содержание проекта

Этапы Содержание
1-й этап. Организационно-диагностический
  • Диагностика по выявлению знаний у детей о своем городе (опрос).
  • Создание развивающей предметно – развивающей среды: подобрать материал, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной деятельности, дидактические игры, иллюстративный материал, художественную литературу по теме.
  • Подбор материала для продуктивной деятельности.
  • Составление перспективного тематического плана.
  • Разработка содержания конспектов НОД.
2-й этап. Основной
  • Организация бесед с родителями.
  • Оформление информационных стендов.
  • Оформление альбома  «Национальные узоры народов Поволжья».
  • Сюжетно – ролевые игры, строительные, театрализованные,  развлечение по данной теме.
  • Изготовление  наглядно – дидактических пособий, составление  картотек стихов, игр, пословиц, поговорок народов Татарстана, и других. Оформление папок- передвижек, информационных уголков по теме.
3-йэтап.Заключительный
  • Обобщение результатов работы.
  • Педагогическое обследование.
  • Подведение итогов.