Нетрадиционные формы работы с родителями по экологии как эффективный способ взаимодействия ДОУ и семьи
№ 180
Фарида ВАЛИШИНА,
воспитатель I квалификационной категории детского сада №135 г. Казани
Осуществление экологического воспитания дошкольников в детском саду будет более эффективным, если оно будет иметь продолжение в семье.
Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Фундамент нравственного воспитания, которое неразрывно связано с экологическим также закладывается в семье и именно в период дошкольного детства.
В нашем ДОУ взаимодействие с семьями воспитанников посредством нетрадиционных форм является необходимым условием для решения таких задач как:
ü привлечения внимания родителей к проблеме воспитания и обучения детей с целью полноценного и своевременного развития ребёнка;
ü целенаправленного образования родителей с целью повышения их грамотности и способности к полноправному сотрудничеству с педагогами образовательного учреждения;
ü формирования активной позиции воспитательной роли семьи.
Мы заметили, что наиболее продуктивные и интересные формы работы с родителями это:
ü групповые собрания в форме дебатов, ток-шоу, с включением игровых моментов, с приглашением специалистов;
ü мастер классы для родителей;
ü “Дни открытых дверей”;
ü проведение массовых форм взаимодействия с семьями воспитанников (праздники, соревнования, дни театра, экскурсии и т.п.);
ü организация проектной деятельности (педагог-дети-родители);
ü оформление наглядной педагогической пропаганды.
Родители с большим удовольствием и желанием посещают родительские собрания, которые проводятся в нетрадиционной форме и заканчиваются чаепитием: родительский «Клуб заботливых родителей», «Дни открытых дверей» и другие, здесь они узнают как проводится работа с детьми по экологии, могут наблюдать со стороны за своими детьми и сами быть активными участниками прогулок, игр, трудовой деятельности.
В проведении «Круглых столов» реализуется принцип партнерства, диалога. Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации. Заседания проходят под такими названиями, «Познавательные игры для ознакомления с окружающим», «Сказка как элемент экологического воспитания в ДОУ».
Положительной стороной нетрадиционных форм работы с родителями является то, что родители сами ищут выход из сложившейся ситуации, и решают проблемы. Данные формы взаимодействия вызывают у родителей желание сотрудничать, делают совместную работу увлекательной, содержательной, интересной, дают положительный результат: помогают педагогам и родителям сделать шаг навстречу друг другу и достичь главной цели сотрудничества – воспитать человека, который любит природу и заботится о ней.
Для выявления родительских представлений и ожиданий от экологического образования целесообразно провести анкетирование. Опрос семей воспитанников позволит педагогическому коллективу не только увидеть представления родителей о функциях педагогического коллектива, но и выявить их образовательные запросы и притязания.
Очень важно актуализировать представления родителей о значении и наполнении домашней экологической среды.
Эколого-развивающая среда в домашних условиях должна включать:
- уголок живой природы, в который входят разнообразные комнатные растения, выращенные ребёнком самостоятельно или вместе с родителями, а также все средства, необходимые для ухода за ними. Желательно, при отсутствии у ребенка аллергии, иметь домашнего питомца, с которым ребенок будет общаться, за которым он будет постоянно ухаживать;
- «Огород на подоконнике» оснащённый необходимыми средствами для самостоятельной исследовательской практической деятельности детей (выращивание, пересадка, наблюдение за их развитием): инструменты для работы с землёй, земля, песок, мелкие камешки, вода, рассада, семена цветов и овощей или косточки от фруктов и т.д.;
- фотографии на тему “природа”, журналы и книги о родной природе и всего мира в целом.
Такая система сотрудничества педагогического коллектива ДОУ и родителей, в первую очередь, способствует воспитанию у детей осознанного бережного отношения к природе, людям, окружающему миру в целом, что и составляет основу экологической культуры личности.
Эффективной формой работы является ведение портфолио «Я расту». Цель его – формирование у детей элементов экологического сознания, развитие наблюдательности, правильного отношения к окружающему, умению выражать свои мысли и чувства. В нем отражаются ступени роста, как физического, так и умственного, нравственного, начиная с младшего возраста и заканчивая выпуском в школу.
Содержание такого портфолио может быть:
– антропометрические данные ребенка;
– ленточка-сантиметр для измерения роста ребенка;
– детские зарисовки объектов природы;
– детские рассказы о наблюдении, записанные родителями;
– фото интересных экологических объектов;
– медицинские советы и рекомендации.
Для формирования отчетливости представлений о живой и неживой природе дети вместе с родителями проводят эпизодические и длительные наблюдения, результатом которых является практическая деятельность: зарисовка объекта или явления и составление рассказа о нем. При этом решаются как экологические, так и речевые задачи. Рассматривая объекты в разное время года, дети отмечают каждое заинтересовавшее их явление в природе, вместе с родителями находят причинную связь явлений, отмечают их красоту, учатся присматриваться к окружающему. Такое общение играет большую роль в развитии у ребенка чувства прекрасного, побуждает к обмену мнениями, высказываниям об увиденном. Дети учатся видеть, замечать, познавать окружающий мир, а воспитатель больше узнает о ребенке, о его чувствах, связанных с природой.
В дошкольном учреждении природоохранные акции проходят в течение всего учебного года. Каждая акция проходит под своим девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки).
Виды акций
Осень
«Семечко и зёрнышко про запас!» (сбор семян вместе с родителями для будущего урожая, семена цветов, семеня для подкормки птиц).
«Добрая зима для птиц» (изготовление кормушек, подкормка зимующих птиц).
Зима
«Ёлочка – зелёная иголочка».
«Витамины на подоконнике» (выращивание лука для себя, наблюдение за ростом лука в разных условиях, ведение календаря наблюдения общего и индивидуального).
Весна
«Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан!» (22 марта – Международный день воды»).
«Любимый – чистый город!» (городская акция «Чистый город» проходит традиционно; родители, дети и сотрудники детского сада активно участвуют в благоустройстве, уборке и озеленении территории).
«Каждому певцу по дворцу!» (совместно с родителями изготовление и прикрепление скворечников).
«Украсим планету цветами» (начало акции в апреле, в праздник «День земли», когда дети совместно с родителями сеют семена цветов).
Лето
«Украсим планету цветами» (разбивка цветников, газонов из выросшей рассады, уход за посадками).
«Берегите лес и его жителей от пожара!» (призыв, как вести себя в лесу).
При этом родители привлекаются не только к проведению акций, но и активно принимают участие в их подготовке и организации.
Один из важнейших компонентов экологической развивающей среды – экологическая тропа, которую могут использовать как инновационную технологию взаимодействия семьи по экологическому воспитанию. Создавая экологическую тропу важно активно взаимодействовать с родителями, так как экологическое воспитание – наша общая задача.
Путешествие по тропе можно начинать с объекта №1 – «Огород» и объекта № 2 – «Тётушка Липка». Далее тропинка ведет ребят по следующим разнообразным объектам растительного и животного мира:
объект №3 – «Ёлочный базар»;
объект №4 – «Муравейник»;
объект №5 – «Дед Пенек»;
объект №6 – «2 сестрички – 2 берёзки»;
объект №7 – «Лужайка – отдыхай-ка»;
объект №8 – «Смородина»;
объект №9 – «Крапива»;
объект №10 – «Домики для скворцов»;
объект №11 – «Черёмуха».
Активное использование технологии проектирования позволяет осуществлять сотрудничество с детьми, с родителями, а так же с узкими специалистами (физкультурный руководитель, музыкальный руководитель). Все реализуемые проекты объедены временным природным отрезком и перекликаются с тематическим планированием дошкольного учреждения. Работа над проектом начинается со сбора информации, что дети знают, что хотят узнать в ходе реализации проекта. К каждому проекту составляется план педагогических мероприятий, разрабатываются конспекты совместной образовательной деятельности, подбирается художественная литература и т.д. Все проекты являются универсальными, что позволяет использование его в разных возрастных группах.
Для приобретения опыта экологического воспитания ребенка полезна организация дней открытых дверей для родителей: это научит их наблюдать вместе с ребенком за окружающим, с последующим отражением, увиденного в рисунках и в другом творчестве. Родители сидят за одним столом с ребенком и активно участвуют в занятиях, реализуя свой интеллектуальный и творческий потенциал.
Можно провести мастер-класс по изготовлению «Травянчика».
Цель мастер-класса: распространение и передача педагогического опыта, обучение приемам изготовления оригинальной игрушки – травянчика.
Что же такое «Травянчик»? Это уникальная экологическая игрушка, выполненная вручную. Ее изюминка заключается в том, что ее нужно поливать водой и через некоторое время, из ее головы начинает расти сочная, нежная, густая трава, создавая очень прикольную шевелюру. Наблюдать за процессом будет интересно и родителям и детям. После того как «волосы» травянчика немного подрастут, им можно мастерить причёски, аккуратно подстригая траву так, как вам больше нравится. Позже она обязательно вырастет снова. Более того, зеленую травку можно использовать для корма животных.
В раздевалке группы можно красиво оформить и разместить «Копилка добрых дел». Предложить детям вместе с родителями в течение месяца записывать свои добрые дела, которые они совершили, и складывать в копилку. Так же организовать уголок для сбора использованных батареек и пластиковых крышек круглогодично.
Целью этой работы было:
- развитие способностей оценивать состояние природы, принимать правильные решения по ее улучшению;
- формирование у детей чувства ответственности за жизнь окружающих животных и растений; любовь к природе;
- формирование понимания необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий по её охране и предупреждению насилия над природой.
Таким образом, взаимодействие семьи и дошкольного учреждения происходит в различных технологиях, формах, приемлемых и для педагогов и для родителей. Результаты такого взаимодействия продуктнивнее проходят, где участвуют родители дошкольников.
Экологическое образование родителей является очень важным, и в то же время, трудным направлением педагогической деятельности. У дошкольных работников есть преимущества в том, что педагоги имеют возможность встречаться с родителями ежедневно и в личном контакте осуществлять сотрудничество.