Татарстан: все для фронта, все для победы!
№ 180
(Методическая разработка урока по истории)
Сария ВОРОБЬЕВА,
учитель истории и обществознания I квалификационной категории лицея №83 – Центра образования Приволжского района г. Казани
Цель урока: изучение истории Татарстана в период Великой Отечественной войны (1941 – 1945гг.)
Задачи:
образовательные:
– способствовать усвоению учащимися основного фактического материала;
– закреплять умения работы с историческими источниками;
– формировать исследовательских умений;
развивающие:
– развивать аналитические и мыслительные навыки;
– активизировать познавательную деятельность;
– развивать коммуникативные способности учащихся;
– развивать навыки умения работы в группах;
воспитательные:
– способствовать становлению гражданского самосознания;
– воспитывать позитивное отношение к истории через осмысление прошлых лет;
– формировать развитую, социально активную, творческую и самостоятельную личность.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Вид урока:урок-исследование.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: ТСО, раздаточный материал (выдержки из воспоминаний тыловиков и участников Великой Отечественной войны), карта, мультимедийная презентация PowerPoint.
Методы обучения: вербальный, наглядный, практический.
Литература
1. Суровые будни войны. Казанский химико-технологический институт им. С.М.Кирова.1941 – 1945гг. Очерки, воспоминания, документы. –Казань: ЗАО « Новое знание», 2005. – С. 276
2. История Татарстана (уч. пособие для основной школы, под ред. Б.Ф.Султанбекова). – Казань, Тарих. 2001 г. – С. 544.
Пояснительная записка
Прошло несколько десятилетий после Победы. За это время выросло несколько поколений, для которых Великая Отечественная война – страница истории. Все больше становится людей, которые не помнят войны, а знают лишь по учебникам, книгам, фильмам. И как же важно, чтобы все они знали, каких усилий, мужества, великих жертв, стоила народу нашей страны Победа над фашистской Германией. Весомый вклад в общую победу внесли народы Татарстана. В рядах действующей армии сражались около 700 тыс. жителей Татарстана. На фронт беспрерывным потоком шло оружие, снаряжение, обмундирование, продовольствие. Мы всегда будем помнить героизм советских солдат, которые до последнего вздоха защищали Родину, самоотверженность тружеников тыла, не забывавших о голоде даже во сне, но отдававших последние крошки хлеба защитникам Отечества. Это наш долг перед теми, кого уже нет. И особенно перед теми, чья жизнь только начинается. Они, наше продолжение, наша нравственная высота.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие учащихся.
II. Вводно-мотивационный этап
Определение темы урока, постановка проблем, цели урока
III. Изучение нового материала
1. Рассказ преподавателя об эпохе с использованием мультимедийной презентации.
2. Групповая работа с раздаточным материалом.
1-я группа работает с Приложением №1 «Перестройка жизни на военный лад».
Учащиеся знакомятся с текстом, воспоминаниями, выявляют перемены в жизни человека в условиях начавшейся войны, ищут ответы на вопросы.
2-я группа изучает Приложение №2 «На полях сражений».
Учащиеся знакомятся с текстом, воспоминаниями и отвечают на вопросы текста.
3-я группа знакомятся с текстом Приложения №3 «Всенародное движение в помощь фронту». Определяют, какая помощь была оказана фронту, и отвечают на вопросы текста.
4-я группа знакомятся с культурной жизнью республики в условиях войны и отвечают на вопросы текста.
3. Выступление групп с итогами своей деятельности перед аудиторией.
IV. Закрепление изученного материала
Совместное обсуждение вопроса учебного занятия «Все для фронта, все для победы! 1941 – 1945гг.
V. Прием «Незаконченное предложение»
Я узнал …
Я научился …
Для меня стало новым …
Меня удивило …
Я приобрел …
VI. Подведение итогов урока
Приложение №1. Перестройка жизни на военный лад.
22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война. С первых же дней войны хлынул поток заявлений о добровольном вступлении граждан в ряды Вооруженных Сил. Заявление подавали рабочие, колхозники, служащие, преподаватели, студенты. С 1 октября 1941 г. в республике начались занятия по всеобучу всех мужчин от 16 до 50 лет. Бойцы всеобуча овладевали военными знаниями, строевой подготовкой, стрелковым оружием. В специальных подразделениях всеобуча готовили пулеметчиков, минометчиков, истребителей танков, связистов. 29 июня 1941 г. была принята Директива Совнаркома СССР и ЦК ВКП (б) партийным и советским организациям прифронтовых областей. Главную идею документа выражал лозунг «Все для фронта! Все для победы!». Началась коренная перестройка жизни страны на военный лад. Задачам военного время подчинялась и жизнь страны. Во время войны Казань, как и другие города страны, была за линией фронта. В первой половине октября ГКО принял решение о строительстве в Поволжском регионе оборонительных рубежей. Эти рубежи должны были воспрепятствовать выходу противника в дальний тыл. Трасса проходила по Марийской, Чувашской и Татарской республикам. На территории Татарии рубеж располагался полукольцом вокруг Казани. Он проходил от деревни Покровское через станцию Урмары, Кайбицы, Апастово к г. Горькому. Началась мобилизация гражданского населения на военно-полевое строительство (ВПС). Заводы и фабрики, не уменьшая производства продукции на нужды фронта, направляют на ВПС значительные контингенты своих рабочих. Коллективы учебных заведений мобилизуются в полном составе.
Из воспоминаний К.Г.Исмагилова доцента кафедры процессов и аппаратов, декана инженерного факультета 1952 – 1959 гг.: «В район строительства мы выехали 24 октября без больших сборов и подготовки, буквально по тревоге. У нас не хватало инструментов: лопат, ломов, топоров, носилок и др. Люди были одеты легко, по-осеннему. На другой день в 6 часов утра мы вышли на работу. Так началась трудная, полная драматизма и героизма работа по созданию укрепленного района на востоке нашей страны. Направо, налево, спереди и сзади от нашего участка работали десятки и сотни других коллективов, многие тысячи солдат тыла, прибывшие из Казани, районов нашей республики, из соседних республик, краев и областей. Вся работа велась вручную. В январе 1942 г. морозы уже доходили до 45ºС мороза. Из-за больших холодов работать стало крайне трудно. Мерзлая, вязкая, глинистая земля не поддавалась ни лопате, ни лому, ни другому инструменту землекопа. Героический труд сотен людей был выражен в виде противотанковых рвов, окопов, дзотов, дотов. Трасса военно-оборонительных сооружений принимала свой боевой облик, укрепляя веру в победу нашей страны над фашизмом».[1]
Перед войной республика располагала широкой сетью научных учреждений, вузов, средних специальных учебных заведений. Ее образовывали 25 НИИ, 14 вузов и 54 техникума. На нужды обороны была сориентирована научно-исследовательская деятельность казанских НИИ, вузов. Так, только в университете, химико-технологическом институте, институтах усовершенствования врачей, эпидемиологии и микробиологии было выполнено около 800 научных работ. Большинство из них имело оборонное значение.
Почти в самом начале войны в КХТИ были организованы мастерские, где производили изделия, необходимые для фронта. Почти все студенты и преподаватели трудились в этих мастерских. А студенты еще и «учились и только на «хорошо» и «отлично». Из воспоминаний бригадира производственной бригады по сборке боеприпасов (1942 – 1945гг.) И.А.Богородицкой: «Еще в 10 классе, когда мне было 16 лет, я пришла в мастерскую №3. Мастерская выпускала тетриловые шашки для снаряжения боеприпасов. Большинство операций, кроме запрессовки, проводились вручную. Мы удаляли излишний расплывшийся тетрил, а в воздухе витала пыль, было трудно дышать, текли слезы, но никто не роптал, все понимали: « Это нужно фронту». Рабочий день начинался в 7 утра, но мы приходили раньше, так как ровно в 7 был звонок и включался конвейер. В это время уже все должны быть на своих рабочих местах. Если требовалось, оставались и на вторую смену и на ночь, так как знали, что это требует Родина. Питание в то время было самое скудное, каждый получал рабочую карточку на хлеб – 600 г хлеба на один талон. В институтской столовой мы имели право получить обед или ужин. Как правило, это было пюре из мороженой картошки и кусочек селедки (голова или хвост). Никто не жаловался, так как все понимали, что это временные трудности и мечтали о Победе. Отдыхать удавалось редко. В те дни, когда не было поступления деталей с завода для сборки узлов, мы ехали на Волгу разгружать баржи с дровами или с солью и превращались в заправских грузчиков со специальными подушками на спинах. Ездили в подсобное хозяйство института и работали на земле: копали, пололи, сажали, поливали, рыхлили. В свободные вечера ходили в подшефный госпиталь и помогали медперсоналу, ухаживали за ранеными, выступали с концертами. Мы были несказанно горды, что вносим хоть какую-то крупицу в дело разгрома врага».[2]
Обеспечить фронт необходимым – одна из главных задач того времени. Предстояло в короткие сроки перестроить экономику страны на военный лад. В обеспечении нужд особое значение отводилось восточным районам СССР – Поволжью, Уралу, Сибири. Одной из важнейших тыловых баз стал Татарстан с его мощным экономическим потенциалом, созданным еще в предвоенные годы. Военная перестройка советской экономики велась по нескольким направлениям. Одним из них была эвакуация на восток промышленных предприятий, рабочих, служащих и членов их семей. Предприятия должны были вступать в строй на новом месте в кратчайшие сроки.
Первые эвакуированные предприятия начали прибывать в республику уже летом 1941г. В их числе были Московская плетельно-ткацкая фабрика, два авиационного завода, в том числе завод имени С.П.Горбунова, Гомельская обувная фабрика «Труд», 2-й Московский часовой завод, многие другие фабрики и заводы. Всего на территории Татарии было размещено более 70 предприятий. Большинство из них расположилось на производственных площадках казанских фабрик и заводов. За считанные месяцы, а то и недели монтировались оборудование, станки, возводились корпуса, и эвакуированное предприятие вступало в строй действующих. Так, через четыре месяца началось массовое производство бомбардировщиков ПЕ-2 на авиационном заводе имени Горбунова, объединенном с авиазаводом имени С.Орджоникидзе. ПЕ-2был одним из основных самолетов войны. За годы войны завод №22 в Казани выпустил более 10 тыс. бомбардировщиков ПЕ-2 и более 80 тяжелых бомбардировщиков ПЕ-8.
Из воспоминаний наркома авиационной промышленности: »Летчики и штурманы любили эту машину, скорость ее намного превышала скорость немецких бомбардировщиков типа « Хейнкель» и «Юнкерс». ПЕ-2 успешно отражал атаки фашистских истребителей, смело с ними вступал в бой, выходя зачастую победителем этих поединков».[3]
Военные заказы получили все фабрики и заводы республики. Так, Казанская фабрика кинопленки с августа 1941 г. и до конца войны снабжала армию авиационной пленкой для фотографирования военных объектов противника, медицинские учреждения – рентгеновской пленкой. Заводы пишущих машин, искусственной кожи, автогаражного оборудования перешли на изготовление мин, снарядов, осветительных бомб. Коллектив Бондюжского завода наладил производство новых видов химической продукции. На нужды фронта работали предприятия легкой промышленности. Казанский мехкомбинат освоил пошив шапок-ушанок, рукавиц, жилетов, унтов, комбинезонов и шлемофонов для летчиков, теплого белья. Армейскую обувь выпускал комбинат «Спартак». В Казани около 10 предприятий участвовало в создании различных компонентов для знаменитых Катюш. Пороховой завод дал фронту 24 млн. минометных зарядов. На фронт поступали бронепоезда, торпедные катера. Промышленность республики стала одним из крупнейших арсеналов фронта.
Люди, оставшиеся в тылу, жили по законам военного времени и делали все, для победы над врагом, где до конца февраля 1942 г. в условиях жестокой зимы рыл противотанковые рвы окопы, ходы сообщения, котлованы под землянки, доты, дзоты, командные и наблюдательные пункты, заготавливали лес, сооружали срубы. В ноябре 1941 г. по заданию Наркомата Боеприпасов СССР организуется спецпроизводство по выпуску авиационных боеприпасов типа «Огневой мешок». К его производству были привлечены КХТИ, а также некоторые предприятия г.Казани. Так, фабрика «Коммунар» поставляла деревянные блоки для запалов, «Промполиграф» – бумагу и картонные трубочки, завод им. Ленина – порох для воспламенительного заряда, а Льнокомбинат – бечевки.
Из рассказа Героя Советского Союза, генерала-майора авиации В.С.Молокова: «В первые месяцы войны с помощью химиков-инженеров были изобретены своеобразные «бомбы», клеенчатые мешки, заполненные горючей смесью. Это было первое оружие, которое получила наша особая авиагруппа. Эскадрильи с наступлением темноты направлялись к заданным целям. Штурман, он же бомбардир, руками выбрасывал такие мешки за борт, когда самолет пролетал над вражескими позициями. Бомбы взрывались в метрах пятидесяти от земли, поливая огненными струями скопления техники и траншеи противника. Наши летчики успешно использовали «огненные мешки» в боях Подмосковья»[4]. «Огневые мешки» пользовались повышенным спросом в конце 1941 и начале 1942 г. и получили хороший отзыв у авиаторов.
В годы войны сельское хозяйство оказалось в сложных условиях. На фронт, в военную промышленность, на транспорт было мобилизовано более половины сельского трудоспособного населения республики. Сократился машинно-тракторный парк, вдвое уменьшилось количество рабочих лошадей – основной тягловой силы. Остро не хватало тракторного горючего, смазочных материалов, запасных частей. Но и в этих крайне трудных условиях сельское хозяйство республики внесло огромный вклад в продовольственный фонд армии, страны. Самоотверженно трудились крестьяне. Основным источником питания для них было личное подсобное хозяйство, которое облагалось высоким налогом. На них не распространялось нормированное снабжение продовольствием по карточкам. В годы войны основными работниками на селе были женщины, старики и дети. Большие трудности в годы войны испытала деревня: голод, холод, тяжелый труд от зари до зари, эпидемии болезней. « За годы войны фронт получил 131миллион пудов хлеба, 59 миллионов пудов мяса, 200 млн. л молока, 39 млн. пудов картофеля, десятки тыс. пудов другой сельскохозяйственной продукции».[5] Общим для города и деревни было патриотическое движение по замене на производстве ушедших на фронт.
Вопросы
- О чем свидетельствовал, по вашему мнению, поток заявлений жителей республики о добровольном вступлении в ряды Вооруженных Сил СССР?
- Согласны ли вы с утверждением о том, что поколение времен Великой Отечественной войны трудились самоотверженно? Свой ответ обоснуйте.
- Как решению общей задачи разгрома врага содействовали ученые, студенты?
Приложение №2. На полях сражений.
Воскресным утром 22 июня в 3 часа 15 минут тишина на западной границе СССР была взорвана ревом моторов тысяч самолетов и залпами десятков тысяч орудий и минометов. Германское верховное главнокомандование начало осуществлять план « Барбаросса». Началась Великая Отечественная война. Из воспоминаний Петра Панфиловича Спирина « В армию я пришел добровольцем, в военкомате изложил свою просьбу, скрыв при этом свой возраст крещение (мне тогда шел семнадцатый год). Нас отправили в Сталинград, оттуда в Ростов, где я получил первое боевое крещение: железнодорожный состав бомбила немецкая авиация, горели вагоны, гибли люди. Кто смог – нашел спасение в лесу. Отступали к Дону, моральный дух сильно упал. К тому же немцы оказывали на нас всяческое психологическое воздействие, распространяли листовки: « Русс, сдавайся! Москва уже взята, ваша армия сломлена»! На листовках были изображены немецкие танки, атакующие советских воинов или Молотов, вращающий ручку мясорубки, в которую Сталин толкает наших солдат. Я часто задаю себе вопрос: как могли необстрелянные, презирающие убийство, люди подниматься из окопов и идти на врага? В этих людях был особый дух! Все знают, что в тот момент партия действительно подняла весь народ, который готов был отдать свои жизни для защиты Отечества».[6]
Это действительно был особый дух. Время тогда диктовало одно – надо выдержать, выстоять.
Из воспоминаний Хисматуллина Мидосат Калимулловича «Смертельная опасность нависла над Москвой осенью 1941 года. Я был непосредственным участником этой исторической битвы под Москвой, находился в самом ее « пекле». Лютая зима. Рыть окопы приходилось в промерзлой земле, чаще делать укрытия в снегу. Ночевали в соседнем лесу. Голову защищали все той же саперной лопатой, чтобы не пострадать во время сна от бомбежек вражеской авиации. Почти не видели в эти страшные морозы горячей пищи. Силы черпали в сознании того, что не должны пропустить врага к столице».[7]
Фронтовые письма… Фронтовые письма помогают узнать многие аспекты фронтовой жизни участников событий, осознать смертельную опасность «коричневой чумы». Передо мной письмо Белова Владимира Ивановича родителям «…9 января 1942 г. Мы опять попали на территорию, где уже побывали немцы. Население, бывшее в оккупации, рассказывает об их мародерстве и грабежах. Немцы всюду поели коров, овец, свиней, кур, захватили теплые вещи. Валенки и полушубки они снимали прямо на улице, на морозе. Когда мы проходили через Тихвин, то видели, что они сделали с городом – кругом разрушенные и сожженные дома, от заводов и фабрик остались лишь развалины, да и в деревнях, где побывали, сплошь да рядом разруха».[8]
У каждого фронтовика, у каждой боевой награды своя история, полная обыкновенного, будничного героизма фронтовых дней, когда порой приходилось голодать, не спать, убивать, хоронить, быть раненым, чтобы отстоять Родину и нашу мирную послевоенную жизнь. Из воспоминаний Е.В.Кузнецова «Запомнились бои в малой излучине Дона, на дальних подступах к Сталинграду, где нам пришлось сражаться c более оснащенной техникой и в то же время более организованной фашистской армией. Эти 15 дней под Сталинградом ничто не может стереть из моей памяти! Убежден, что во многом выстоять в труднейших условиях военной поры мне помогли мои институтские преподаватели. Именно они привили навыки суровой солдатской жизни – научили, как заворачивать портянки, как складывать шинель в скатку, приучили каждое утро бегать, умываться до пояса холодной водой, делать зарядку, метко стрелять. И все это оказалось бесценным богатством во время войны. В январе 1943г. нашу дивизию бросили на прорыв блокады Ленинграда. Стояла морозная погода, короткие дни – длинные ночи, спать приходилось на снегу на еловых ветках. Немцы хвалились неприступностью своих укреплений, «обреченностью» наступления нашей армии. Незабываемое впечатление оставил артиллерийский шквал, которым открыли бои на прорыв блокады. На километр фронта здесь было сосредоточено более 500 орудий, минометов и другой техники. Такую силу огня всем, пришлось видеть впервые, и уже никто не сомневался – прорыв осуществится. Перед началом боев в ответ на обращение осажденного Ленинграда бойцы давали клятву верности, присягали, что прорвут ненавистную блокаду. Противник отчаянно и жестко сопротивлялся. В эти дни можно было увидеть смертников, прикованных цепями к пулеметам и другой технике. На пути наших войск враг оставлял машины со спиртными напитками, продовольствием, надеясь таким образом отвлечь воинов от решительных наступательных действий. 18 января 1943 года в рабочем поселке №5 мы соединились с бойцами Ленинградского фронта, тем самым положив начало ликвидации полной блокады города. А потом был длительный период обороны узкой полоски земли – связи с городом Ленина. В 1944 г. я участвовал в полном освобождении Ленинграда».[9]
«У войны не женское лицо». Женщины на войне… Лётчицы, снайперы, связистки, артиллеристы, радистки, врачи, партизанки, подпольщицы. Они не искали славы и не прикрывались своей хрупкостью. Из воспоминаний А.И.Максимовой: «О женщинах на войне рассказано, очень мало. Война и для мужиков – работа тяжелая, а что тогда о женщинах говорить?! Фильм «А зори здесь тихие» – единственный про зенитчиц. Обезлюдила летом 1941 моя родная заволжская деревня Кузнечиха. В 17 лет я, робкая деревенская девушка, после нескольких месяцев учебы, с зенитной батареей попала на фронт. Город Коростень… Первый бой. А тут несколько девчат! Дома-то кое-кто из них от грозы в погреб прятался! Не успев еще прибыть в точное распоряжение своего полка, мы попали под артналет. Массовый налет был совершен « юнкерсами» ночью. Самолеты носятся прямо над головой, леденящий душу вой сирены, грохот, осколки сыплются градом. Вот он – ад кромешный. Цель в приборе. Зал за залпом. В небе вспыхивает огромный оранжевый факел. Стервятник летит к земле. Но радоваться рано. Первый бой выдержали, не посрамили воинской чести. Уставали мы смертельно – снаряды подтаскивали сотнями, каждый весом в 12 кг! А воевали – отчаянно. Чувствовала ли страх? Конечно, но выше страха было сознание воинского долга, огромное желание победить, чувство патриотизма».[10]
Человек и война. О чем думает, о чем мечтает человек на войне? Из воспоминаний В.С.Орешина: «Мы вошли в состав 184-й стрелковой дивизии 297-го стрелкового полка 39 армии, уже зная, что готовится наступление по Западному, Брянскому, Центральному, Воронежскому фронтам, впоследствии известном, как сражение на Курской Дуге. Никогда не забуду этот день – 13 августа. На рассвете начали бить дальнобойные орудия на нашем участке фронта. Мы, еще не обстрелянные, совсем молоденькие с тревогой прислушивались к разрывам снарядов. Пули продолжают свистеть, тело невольно сжимается, а голова втягивается в плечи, но руки продолжают делать свое дело. Командир расчета все подает команду: « Огонь!.. Огонь!..- и кажется, что конца этому не будет… Но постепенно входишь в азарт, начинаешь понимать ,что ты не беззащитен, наши снаряды попадают в цель. Появляется гордость, уверенность в том, что бой будет выигран, а наступление пройдет успешно. И наступит когда-нибудь Победа…».[11]
И во всех сражениях, в партизанском движении участвовали сыны и дочери Татарстана. Навечно вошла в летопись Великой Отечественной войны героическая оборона Брестской крепости. Ее возглавили тринадцать советских командиров. Среди них был и уроженец деревни Альвидиново Пестречинского района, командир 44-го стрелкового полка П.М.Гаврилов. Осенью 1941 г. немецко-фашистские войска предприняли два наступления на Москву. На центральном участке советско-германского фронта в октябре-ноябре развернулись ожесточенные сражения. В них также принимали участие посланцы республики. Славу бесстрашного героя добыл в боях командир дивизиона «Катюш» Барый Юсупов. Его дивизия, появляясь на разных участках фронта в Подмосковье, наводила ужас на противника. В одном из боев полковник сам подбил танк, был четырежды ранен, ослеп, но не оставил занимаемый рубеж. Непреодолимой преградой для врага встали защитники Тулы. Среди них бывший ученик средней школы №81г. Казани В.А.Григорьев. На предельной скорости В.Григорьев ворвался в село, всей тяжестью своей машины совершил таран. Немецкий танк был опрокинут в кювет, раздавил две противотанковые пушки, более десяти грузовых автомобилей. За этот подвиг В.А.Григорьев был удостоен звания Героя Советского Союза. 12 июля в районе Прохоровки произошло самое крупное встречное сражение во всей мировой войне. В нем принимал участие 10-й танковый корпус, все бригады которого были оснащены танками Т-34 с надписью на борту «Колхозник Татарии». В ходе Курской битвы громила врага 202-я бомбардировочная авиационная дивизия им. Верховного Совета ТАССР. Ее полки получили в дар от трудящихся республики 102 пикирующих бомбардировщика ПЕ-2. Только за один день боев летчики дивизии вывели из строя около 400 немецких танков. В битве за Днепр советские войска проявили массовый героизм, мужество и отвагу. 2438 солдат, офицеров и генералов были удостоены звания Героя Советского Союза. Каждый 27-й из них являлся уроженцем Татарии. На псковской земле уроженец Бугульминского района Г.Г.Гафиятуллин закрыл амбразуру своим телом, посмертно награжден медалью «Золотая звезда». В ходе наступательных операций 1944 г. приумножили свою боевую славу соединения, сформированные в Татарии. В боях за Брест отличился 96-й Краснознаменный корпус под командованием генерал-лейтенанта Якуба Чанышева. За подвиги в Белорусской операции звание Героя Советского Союза и генерал-майора было присвоено командиру танковой бригады Б.В.Шульгину, уроженцу Казани.
Завершающим этапом Великой Отечественной войны стала Берлинская операция. Она началась 16 апреля 1945 г. В боях за Берлин отличились многие наши земляки. Один из них – уроженец Балтасинского района. сержант Габдулла Гарифуллин. Артиллерист уничтожил 9 станковых пулеметов, одно орудие, 8 солдат-«фаустников» и до 30 автоматчиков.
29 апреля начались бои за рейхстаг. Бойцы штурмовой группы в составе артиллеристов-разведчиков старших Г.К.Загитова, А.Ф.Лисименко, сержантов А.П.Боброва, М.П.Минина в 22 часа 40 минут водрузили знамя над рейхстагом. Несколькими часам и позже сержантами А.П.Егоровым и М.А.Кантария было водружено знамя №5 Военного совета 3-й Ударной армии, которое вошло в историю как знамя Победы. Северо-западнее Сталинграда более месяца сковывала значительные силы противника сформированная в республике 12-я стрелковая дивизия. Дивизия участвовала и в боях по окружению и уничтожению армии Ф.Паулюса. В феврале 1943 г. эта дивизия была преобразована в Гвардейскую. Такого же звания была удостоена 38-я стрелковая дивизия под командованием нашего земляка полковника Г.Б.Сафиуллина. На одном из участков Курской дуги отличился старший сержант Хамаз Мухамадиев. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза. [12]
Вопросы и задания
- О чем свидетельствует поток заявлений о добровольном вступлении в ряды Вооруженных Сил СССР?
- Что явилось, по-вашему, источником Победы СССР с фашисткой Германией?
- 3. В нашем городе есть ли улицы, названные в честь героев Великой Отечественной войны? Напишите сообщение на тему: «Наши земляки в боях за Родину».
Приложение №3. Всенародная помощь фронту.
В годы Великой Отечественной войны огромный размах приняло патриотическое движение в помощь фронту. Его основными формами были создание различных фондов, сбор средств на строительство танковых колонн, авиаэскадрилий и боевых кораблей, подписка на займы, донорство, сбор теплых вещей для воинов, отправка на фронт праздничных подарков, посылок. Активное участие в этом всенародном движении приняли жители республики.
Так в июле-августе 1941 г. началось движение за создание Фонда обороны. Этот фонд в основном формировался за счет денежных средств и материальных ценностей населения. Вклады в него делали коллективы промышленных предприятий, учреждений, колхозы и совхозы, творческие союзы, отдельные граждане. С августа 1941 г. сведения о поступлениях в Фонд обороны систематически публиковались в сводках Совинформбюро. Жители республики внесли в Фонд победы 62 млн. рублей. За счет этих средств была создана танковая колонна «Красная Татария». На деньги собранные кайбицкими колхозниками, бугульминцами, были выкуплены и переданы в Действующую армию два бомбардировщика ПЕ-8, дубъязскими колхозниками –звено боевых самолетов. На средства трудящихся республики было построено 102 пикирующих бомбардировщика ПЕ-2. В Сталинградском и других сражениях участвовали мощные бронепоезда «Кызыл Татарстан», «Чапаев», «Куйбышев». На многих участках советско-германского фронта действовали танковые колонны «Колохозник Татарии», «Красная Татария», авиаэскадрильи бомбардировщиков ПО-2, ПЕ-2. На их строительство трудящиеся собрали более 262 млн. рублей. На вооружение армии, развитие военного производства направлялись средства, полученные от подписки на государственные займы и реализации билетов денежно-вещевых лотерей. По республике займов и билетов было распространено на 1 миллиард 576 млн. рублей».[13] По тем временам это была колоссальная сумма.
Патриотическое движение в помощь фронту проявилось и в сборе теплых вещей и белья для воинов Красной Армии. Этому делу было придано государственное значение. В сентябре 1941 г. ЦК ВКП(б) принял специальное постановление «О сборе теплых вещей и белья среди населения для Красной Армии. Движение приобрело всенародный размах. »[14] Всего за годы войны бойцы получили из Татарии 10 млн. теплых вещей: полушубков, валенок, телогреек и шарфов, теплого белья».[15]
В республику раненые начали прибывать на десятый день войны. К началу декабря 1941 г. их насчитывалось уже более 37 тыс. человек. Для приема и лечения раненых, больных бойцов было открыто 50 госпиталей. Большая их часть располагалась в Казани, остальные – в Арске, Агрызе, Кукморе, Бугульме, Зеленодольске. Под госпитали были переоборудованы десятки лучших зданий клиник, школ, техникумов, институтов, дворцов культуры, санаториев и домов отдыха. Над госпиталями шествовали более 440 предприятий, колхозов, учреждений. В шефской работе активное участие принимали пионеры. Только за два года войны пионеры собрали для госпиталей около 20 т лекарственных растений. Школьники Казани зимой 1943 г. вырастили в домашних условиях и передали госпиталям 500 кг зеленого лука. Тимуровцы собрали для раненых и больных бойцов десятки тыс. кисетов, носовых платков, конвертов, книг. За годы войны в госпиталях республики прошли курс лечения свыше 330 тыс. раненых и больных. Это означает, что госпитали Татарии укомплектовали личным составом свыше 20 дивизий.
Вопросы
1. В создании, каких фондов участвовало население республики?
2. К началу 1941 г. численность населения ТАССР составляла около 3 миллионов человек. За годы войны из республики на фронт было отправлено 10 миллионов теплых вещей. Сопоставьте эти данные. Сделайте вывод.
Приложение №4. Культура республики в годы войны.
Важным фактором победы стал духовный потенциал страны. Литература, искусство, печать, радио – все эти составляющие культуры явились особым видом «боевого оружия». Сражающейся культурой стала художественная культура. «Из 64 писателей республики более половины ушли на фронт. В частях Действующей армии сражались Абдулла Алиш, Нур Баян, Наби Даули, Муса Джалиль, Фатых Карим, Адель Кутуй, Шараф Мударис, Заки Нури, Мухамат Садри, Сибгат Хаким и др. известные литераторы. 30 поэтов и прозаиков Татарстана, 22 журналиста республики отдали свои жизни за Родину. Многие писатели республики работали в редакциях фронтовых газет, которые издавались на татарском языке. Такие газеты выходили на Северо-Западном, 1-м и 2-м Белорусском, Ленинградском, 1-м и 3-м Украинском, Воронежском, Волховском и других фронтах»[16]
В конце июня 1942 г. во время попытки вырваться из окружения в районе станции Мясной Бор был ранен и попал в плен корреспондент газеты «Отвага» 2-й Ударной армии Волховского фронта Муса Джалиль. В польской крепости Демблин вокруг поэта и его ближайшего сподвижника Г.Курмаша сплотилась группа подпольщиков. Она создала боевые группы в немецких концлагерях, вела антифашистскую агитацию среди военнопленных и личного состава легиона «Идель-Урал»[17], организовала переход частей легиона к советским партизанам.
Подпольщики готовили восстание во всем легионе. Предатель выдал Джалиля и его соратников, которые оказались в гитлеровских застенках. Мужественные подпольщики были казнены на гильотине по приговору военного трибунала Германии за подрыв военной мощи вермахта 25 августа 1944 г. в берлинской тюрьме Плетцензее. М.Джалиль в заточении написал цикл стихотворений « Моабитская тетрадь». После окончания войны две тетради, написанные рукой поэта, оказались на Родине. В феврале 1956 г. М.Джалилю было присвоено звание Героя Советского Союза.
Тема защиты Родины, патриотизма была ведущей в произведениях прозы и поэзии. «Она звучала в рассказах «Единство», «Сильнее смерти», «Солдат Хайрулла» А.Абсалямова, «До большого праздника» М.Амира, «Сержант Харуллин» Г.Баширова, «В зимнюю ночь», «Дед Ахмет», «Их было трое» И.Гази, «Только на час» А.Еники, «Марат» Ш.Камала, « Артеллерист Сулейман» К.Наджми, «В бурную ночь» А.Шамова; в повестях «Записки разведчика», «В весеннюю ночь» Ф.Карима, «Приключения Рустема» А.Кутуя, «Пламенное сердце» Х.Усманова.»[18]
В годы войны развитие получили музыкальное, театральное искусство республики. «Татарскими композиторами в основном на военно-патриотическую тему было создано более 100 музыкальных произведений. Для оперной и и балетной сцены были написаны оперы « Ильдар», «Туляк», Н.Жиганова, «Зульхабира» М.Музафарова, «Фарида» М.Юдина, балеты «Фатых», «Зюгра» Н.Жиганова. Композитор Джаудат Файзи написал музыкальные комедии «Башмачки», и «Чайки». В области песенного творчества активно работали С.Сайдашев, М.Музафаров, З.Хабибуллин, Х.Валиуллин. Особой популярностью пользовались песни «Туган ил өчен» («За любимую Родину»), «Поход жыры» («Походная песня»), «Кулъяулык («Платочек»), «Син кайтмадын» («Ты не вернулся»). С.Сайдашев написал знаменитый марш «Родина», « Суворовский марш»[19]
Сражающимся искусством было и изобразительное искусство. С первых дней войны в Казани издавались военные и политические лакаты, плакаты «Окна сатиры». Кисти В.Тимофеева принадлежали полотна «Слушают сводку Информбюро», И.Новоселова – «Оборона Казани», Д.Булата – «Подразделение Героя Советского Союза Батыршина в штыковой ататке, К.Максимова – «На плотах», «Хлеб – фронту», Н.Сокольского – «Да здравствует Сталинград».
На борьбу с врагом звали пьесы «Марьям» Н.Исанбета, М.Амира «Минникамал», Р.Ишмурата «Возвращение», А.Корнейчука «Фронт», К.Симонова «Парень из нашего города» и «Русские люди». Все пьесы в Казани ставились на сцене Большого драматического театра. Здесь же зритель мог видеть оперы Н.Жиганова «Алтынчеч», «Ильдар», «Качкын», М.Юдина – «Фарида», музыкальные комедии Дж,Файзи «Башмагым» («Башмачки»), « Акчарлаклар» («Чайки»), балет Ф.Яруллина «Шурале».
Значительную работу в годы Великой Отечественной войны проводили музеи, библиотеки и радиокомитет республики. Важным средством патриотического воспитания являлось кино. Таким образом, творческая интеллигенция внесла весомый вклад в достижении победы.
Вопросы
1. Что означает понятие « сражающаяся культура»?
2. Представьте музыкальное, театральное искусство военной поры. Можно ли утверждать, что искусство также было « боевым оружием»? Ответ обоснуйте.
[1] См. с. 7 — Суровые будни войны. Казанский химико-технологический институт им.С.М.Кирова.1941-1945гг. Очерки.Воспоминания,Документы.-Казань:ЗАО « Новое знание»,2005.-276 с.
[2] Там же с.18
[3] История Татарстана, уч. пособие для основной школы, под ред. Б.Ф.Султанбекова. Казань, Тарих.2001 г.,с.432
[4] Суровые будни войны. Казанский химико-технологический институт им.С.М.Кирова.1941-1945гг.Очерки.Воспоминания,Документы.-Казань:ЗАО « Новое знание»,2005.-276 с.
с.17
[5] История Татарстана, уч. пособие для основной школы, под ред. Б.Ф.Султанбекова. Казань, Тарих.2001 г., с.434
[6] Там же с.173
[7] Там же, с.189
[8] Там же, с.211
[9] Там же с.119
[10] Там же с.119
[11] Там же с.144
[12] История Татарстана, уч. пособие для основной школы, под ред. Б.Ф.Султанбекова. Казань, Тарих.2001г,с.418
[13] История Татарстана, уч. пособие для основной школы, под ред. Б.Ф.Султанбекова. Казань, Тарих.2001 г.,с.442
[14] Там же с. 444
[15] Там же с.445
[16] Там же , с. 450
[17] Легион был организован из поволжских татар как часть Восточных легионов в расчете на то, что германское командование получит дополнительные боевые соединения.
[18] Там же, 452
[19] Там же, с.454