Проектная деятельность на уроках и во внеурочной деятельности как ресурс формирования исследовательских навыков младших школьников
№ 177
Диляра ВАЛЕЕВА,
учитель начальных классов I квалификационной категории гимназии №141 г. Казани
Ильмира САЛИХЗЯНОВА,
учитель высшей квалификационной категории татарского языка и литературы гимназии №141 г. Казани
Любому обществу нужны одаренные люди, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая:
ü учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия,
ü развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу,
ü создает условия для самостоятельной активности, сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу.
Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность.
Проектная деятельность школьников – это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта.
Цели проектной деятельности:
ü Формирование познавательных мотивов учения;
ü Развитие самостоятельности и творческого потенциала личности учащегося;
ü Развитие исследовательских умений.
В результате проектной деятельности, учащиеся приобретают навыки исследования:
ü видеть проблему;
ü задавать вопросы;
ü давать определение понятиям;
ü классифицировать;
ü наблюдать;
ü проводить эксперименты;
ü делать выводы;
ü структурировать материал;
ü доказывать и защищать свои идеи.
Проектная деятельность ставит перед собой следующие задачи:
- Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
- Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
ü умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
ü способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
ü формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
ü воспитание целеустремленности и настойчивости;
ü формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
ü формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
ü формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией(сбор, систематизация, хранение, использование).
Проектная деятельность выполняется поэтапно. Выделяют следующие этапы подготовки проекта:
1. Погружение в проект
ü определение проблемы, темы и целей проекта, проблемных вопросов, творческого названия проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;
ü созданиегрупп учащихся для работы над проектом;
ü объединение учащихся в группы.
2. Планирование деятельности
ü распределение ролей между членами группы;
ü планирование работы;
ü определение источников информации, способов сбора и анализа информации;
ü продумывание возможных форм презентации результатов проекта.
3. Поиск информации (осуществление деятельности, выполнение работы)
ü сбор информации;
ü самостоятельная работа учащихся по своим групповым задачам проекта;
ü обсуждение полученных данных в группах.
Учитель наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся
4. Оформление результатов
ü оформление проекта, подготовка презентации;
ü коллективный анализ выполненного проекта, выяснение причин успехов, неудач.
5. Презентация результатов
ü защита полученных результатов, выводы%
ü оценивание и самооценивание работы по проекту участниками, учителем;
ü подведение итогов выполненной работы.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Особенность содержания проектной деятельности младших школьников состоит в том, что проекты носят наглядный, практический характер, ставят цели, важные для ребенка. Проектная деятельность предоставляет детям возможность увидеть практическое применение добытых ими знаний.
Предлагаем вашему вниманию технологию работы над следующими проектами в I классе:
1-й проект – «Достопримечательности города, в котором я живу» (индивидуальный).
Учебные предметы: окружающий мир, I класс.
Тип проекта: информационный, индивидуальный.
Цели проекта:
ü заинтересовать ребенка, увлечь историей родного города;
ü расширить свои знания о достопримечательностях родного города;
ü способствовать укреплению семейных связей, общению старшего и младшего поколения;
ü воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой город, путем исследования достопримечательностей города.
Режим работы: урочный, внеурочный.
Продукт: фоторассказ.
Сроки выполнения: 2 недели.
Задачи:
ü способствовать формированию интереса к истории Отечества, своего города, расширение представлений об истории малой родины;
ü воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию Отечества;
ü развивать навыки самостоятельной познавательной деятельности учащихся, их творческие способности;
ü создать условия для самовыражения, самореализации каждого члена классного коллектива;
ü развитие коммуникативно-речевых умений;
ü научить обобщать и обрабатывать информацию;
ü обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном городе.
Этапы работы над проектом:
1. Погружение в проект.
«О каких достопримечательностях вы хотели бы узнать подробнее?»
Казанский кремль –4 чел. Мечети – 4 чел.
Театры – 4 чел. Храмы – 4 чел.
Музеи – 3 чел. Зоопарк – 1 чел.
Парки – 3 чел. Цирк – 0 чел.
2. Планирование деятельности.
А) Составили план исследования:
ü история объекта с момента постройки до сегодняшнего дня;
ü значение объекта;
ü почему я выбрал этот объект?
ü легенды.
Б) Разработали план мероприятий:
ü собрать информацию об объекте, используя различные источники;
ü подготовить фотоотчет.
3. Поиск информации.
Каждый ученик совместно с родителями:
ü искали информацию о выбранном объекте;
ü фотографировали объект;
ü провели экскурсию.
4. Оформление результатов.
Обобщение собранной информации, оформление фоторассказа, подготовка сообщения, репетиция в мини-группах.
5. Презентация.
На уроке окружающего мира заслушали выступления ребят. Провели самооценку проделанной работы с использование сигнальных карточек.
– У меня все получилось…
– У меня все получилось, но были затруднения …
– У меня возникли затруднения…
2-й проект – «Я за здоровый образ жизни»
Данную проектную работу выполняли в рамках программы по внеурочной деятельности «Тропинки здоровья». Данная проектная работа направлена на формирование понятия «здоровый образ жизни» и приобщения младших школьников к здоровому образу жизни.
Тип проекта: творческий, практико-ориентированный, коллективный.
Цель проекта:
ü формировать понятие «здорового образа жизни».
Задачи:
ü формировать умение соблюдать санитарно-гигиенические правила, ответственное отношение к своему здоровью;
ü формировать у детей устойчивый интерес к занятиям физической культуры и спортом;
ü способствовать сплочению коллектива для совместной творческой деятельности.
Режим работы: внеурочный.
Время работы: 3 недели.
Продукт: стенгазета, сценка.
Этапы работы над проектом:
1. Погружение в проект.
1-я группа – «Теоретики»;
2-я группа – «Практики»;
3-я группа – «Сценаристы».
2. Планирование деятельности:
А) Составили план (совместно с учителем)
ü нарисовать рисунки «Здоровый образ жизни»;
ü подобрать стихи о спорте, витаминах, правилах личной гигиены;
ü подготовить фоторассказ о виде спорта, которым я занимаюсь;
ü подобрать сценарий и костюмы для сценки;
ü оформить стенгазету.
3. Поиск информации.
Каждая группа работала самостоятельно. «Теоретики» подбирали стихи, «Практики» готовили фоторассказ о себе, «Сценаристы» подбирали сценарий и костюмы.
4. Оформление результатов.
На данном этапе провели выставку рисунков, заслушали рассказы спортсменов нашего класса. Оформили стенгазету. Отрепетировали сценку.
5. Презентация.
С этой проектной работой приняли участие в школьном мероприятии «Поезд здоровья».
3-й проект – «Профессии»
Учебные предметы: окружающий мир, 2 класс.
Тип проекта: творческий, информационный, групповой,
Цель проекта:
ü расширение кругозора;
ü пробуждение интереса к профессиональной деятельности человека;
ü формирование нравственных ценностей.
Задачи:
ü развитие творческих способностей, эстетического вкуса;
ü приобщение к познавательно — исследовательской деятельности;
ü формирование навыка работать в группах;
ü развитие чувства ответственности.
Режим работы: урочный, внеурочный.
Время работы: 1 месяц.
Продукт: стенгазета.
Этапы работы над проектом:
1. Погружение в проект.
Разговаривая о профессиях, выяснили, что существует много профессий, о которых мы не знаем. Решили больше узнать о профессиях и о значении каждой профессии в жизни людей. Объединились в группы по личным интересам.
2. Планирование деятельности.
А) Разработали план действий:
ü посетить «Город профессий»;
ü собрать информацию о профессиях, используя различные источники;
ü подобрать загадки, пословицы, поговорки о профессиях;
ü провести классный час на тему «Профессия каждая – самая важная»;
ü оформить стенгазету.
Б) Распределили обязанности по поиску информации внутри каждой группы.
3. Поиск информации:
ü посетили «Город профессий»;
ü подобрали загадки, пословицы, поговорки;
ü собрали информацию о понравившейся профессии;
ü провели классный час «Профессия каждая – самая важная».
4. Оформление результатов.
На данном этапе ребята проанализировали собранную информацию, отобрали необходимый материал и выполнили творческую работу.
5. Презентация.
На уроке окружающего мира ребята представили результаты своей работы. После представления работ ребята делились впечатлениями,
выражали свое мнение о полученных результатах.
Проектная деятельность — прекрасная возможность научить младших школьников размышлять и находить нужную информацию, решать сложные задачи, принимать решения, организовывать сотрудничество с одноклассниками и учителем. Ребёнок учится создавать идеи и воплощать их в жизнь, презентовать результаты своих исследований. Введение учителем метода проектной деятельности на раннем этапе обучения будет способствовать знакомству учеников с первыми шагами научной деятельности, их творческому и интеллектуальному развитию, научит организовывать и контролировать проект, тем самым развивая их гармонично и в ногу со временем.
Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.