8 Марта – мамин праздник

№ 69

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с использованием УМК «Говорим по-татарски» в подготовительной к школе группе

Елена ГАЛЯУТДИНОВА,

воспитатель I квалификационной категории детского сада №230 г. Казани

Цель: воспитывать интерес к татарскому языку с использованием УМК «Говорим по-татарски, развивать диалогическую речь.

Задачи:

развивающие: развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику рук. Развивать навыки связной речи. Закрепить умение детей обращаться друг другу на татарском языке, умение задавать и отвечать на вопросы: Кто это? Ты кто? Что делает? Что делаю? Что делаешь? Что надо? Куда идешь? Какая, какое, какой? Сколько?

воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к сверстниками, умение взаимодействовать в коллективе сверстников. Воспитывать желание общаться со взрослыми в двигательной деятельности. Воспитывать любовь, заботливое отношение к маме; образовательные: упражнять в умении понятно излагать свои мысли, рассуждать, активно отвечать на вопросы полными предложениями; расширять и активизировать словарный запас детей; закреплять и активизировать в речи слова по пройденным темам: «Ашамлыклар», «Яшелчәләр», «Кафега барабыз», «Дусларны сыйлыйбыз», «Саннар», «Савыт-саба», «Киемнәр», «Шәхси гигиена», «Өй җиһазлары», «Бәйрәм», «Туган көн».

Интеграция с образовательными областями: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Предварительная работа: сюжетно-ролевая игра «Магазин», дидактические игры: «Нишли?», «Син нишлисең?», «Нәрсә кирәк?»; рассматривание татарских орнаментов; просмотр анимационных сюжетов. Материалы и оборудование: магнитная доска, экран, проектор, ноутбук, муляжи фруктов, овощей, продуктов питания, два ведерка, столы, стулья, сумки, детские тележки, касса, корзинки, пиктограммы, пособие «Цифры», кисти, краски, стаканчики с водой, трафареты, салфетки, альбомные листы в виде платья, мяч.

Ход деятельности

Воспитатель. Здравствуйте, дети! Исәнмесез, балалар!»

Дети. Исәнмесез.

Воспитатель. Хәлләр ничек?

Дети. Әйбәт.

Воспитатель. Яхшы. Теперь вы спросите, как у меня дела? (Дети задают вопрос.)

Дети. Елена Сергеевна, хәлләрегез ничек?

Воспитатель. Ребята, сегодня у нас гости. Поздороваемся с ними. Они хотят послушать, как вы разговариваете на татарском языке. Почему это важно? (Ответы детей.) Потому, что мы с вами живем в РТ, татарский язык является государственным языком. К тому же вы – будущие школьники! Предлагаю познакомиться с гостями. Игра «Син кем?» (Дети встают в круг, воспитатель – в центре круга. Педагог каждому по очереди бросает в руки мяч и задает вопросы. Дети отвечают на него, перебрасывая мяч в руки воспитателя. Вопросы могут быть такими: «Син кем?», «Синең исемең ничек?», «Сиңа ничә яшь?», «Син кайда яшисең?».

Воспитатель. Молодцы! А теперь пожелайте нашим гостям доброго дня и спросите, как у них дела?»

Дети. Хәерле көн! Хәллер ничәк?

Воспитатель. Ребята, наступил новый день. Какой сегодня день недели? Буген көн нинди? Какой день будет завтра? Послезавтра? (На магнитной доске расположены цифры от 1 до 7. Каждая соответствует дню недели. Дети называют день недели на татарском языке, воспитатель показывает соответствующую цифру. Воспитатель предлагает детям сесть на стулья и послушать его рассказ.)

Воспитатель. А знаете ли вы, какой скоро праздник будут отмечать в нашей стране? (Ответы детей.)

Воспитатель. Этот праздник – 8 Марта – Международный женский день. Изначально он имел чисто политическую окраску, был не праздником весны, любви и преклонения перед женщинами, а днем борьбы. Борьбы женщин за свои права, за равноправие с мужчинами в быту, семье и в жизни, за равное избирательное право. Возникновение международного женского дня прочно связано с именем Клары Цеткин – деятеля германского и международного рабочего движения. Совершенно естественно, что она стала одним из делегатов Международной конференции женщин в 1910 году в Копенгагене.На этом форуме Клара Цеткин поставила вопрос о том, чтобы выбрать определенный день в году, когда женщины всего мира будут привлекать внимание общества, к своим проблемам в борьбе за социальное и экономическое равноправие и предложила ежегодно отмечать 8 Марта как день рождения женского пролетариата. И назывался он сначала Международный день солидарности женщин в борьбе за свои права. Это официальная версия. Дата 8 Марта была подведена под известное политическое событие – массовое выступление работающих женщин в Нью- Йорке 8 марта 1857 года. Но время стерло с него всю политическую окраску, оставив в нашем календаре этот день именно тем, чем мы сегодня его и представляем – весенним праздником радости и благодарности женщинам за то, что они есть, за то, что мы их любим. В этот день мы желаем нашим любимым и единственным только счастья, радости и процветания! Скоро и мы в детском саду будем отмечать этот праздник. Пригласим бабушек и конечно мам. Вы мам своих любите? Слушаетесь их? Я хочу проверить, так ли это? Для этого я решила вас испытать и подготовила несколько игр. Вы согласны поиграть? (Ответы детей.)

Воспитатель. Предлагаю вам приготовить для мамы сюрприз. Для этого нам с вами нужно собрать овощи, сходить в наш магазин за продуктами и накрыть праздничный стол. Вы готовы? (Ответы детей.) Игра «Собери овощи для мамы». (Дети делятся на две команды, например, команда девочек и команда мальчиков. У каждой команды свой стол, на котором стоит корзина с муляжами овощей. Воспитатель рассыпает муляжи по ковру. Детям предлагают по команде педагога собрать овощи в корзину своей команды. После педагог собирает детей вокруг столов. Сначала рассматривают и называют какие овощи собраны первой командой. Затем второй командой. Также можно сосчитать, сколько овощей та или иная команда собрали.)

Воспитатель. Овощи для нашего праздничного ужина собраны. Теперь отправляемся в магазин, за продуктами. Игра «Ашамлыклар кибете». (Заранее подготовить атрибуты: стол; касса; сумки; игрушечные продуктовые тележки; муляжи продуктов питания; овощей; фруктов и т.д.)

Воспитатель. Продавцом буду я, а вы будете покупателями. Вставайте в очередь, пожалуйста. (Каждый ребенок, по очереди подходит к воспитателю. Между ними возникает диалог. Например,) – Исәнмесез. – Исәнмесез. – Хәлләр ничәк? – Әйбәт, рәхмәт. – Нәрсә кирәк? – Суган кирәк. – Нинди суган кирәк? Ничә суган кирәк? – Мә, өч кечкенә суган. – Рәхмәт. Сау булыгыз. – Сау булыгыз.

Воспитатель. Продуктами мы запаслись. Теперь накроем праздничный стол для мамы. Игра «Сервируем стол». (Стол накрываем скатертью и начинаем сервировку. Все действия проговариваем с детьми. В этой игре можно закрепить такие темы как «Савыт-саба», «Яшелчәләр», «Җиләк-җимеш», «Ашамлыклар», также знания правильной сервировки.)

Воспитатель. Молодцы! Я вижу вы по-настоящему любите своих мам! Какой стол для них накрыли! Теперь хочу проверить как вы их слушаетесь. Я буду мамой, буду давать вам команды. Вы должны их выполнить. Игра «Командир». (Воспитатель дает команды, дети выполняют. К примеру:) – Арина, утыр. – Камилә, сикер! – Егор, йокла! и т.д.

Воспитатель. Молодцы! Все справились. А теперь усложним задание. Я буду показывать картинки, а вы скажите, что делаете. Например, «Мин басып торам». Игра с пиктограммами. (Воспитатель показывает пиктограмму, ребенок по ней рассказывает. Можно задавать наводящие вопросы «Син нишлисең?)

Воспитатель. Все испытания пройдены. Вы доказали, что по-настоящему любите своих мам и слушаетесь их. Значит, к празднику вы готовы! Ну, а какой праздник без подарков? А самый лучший подарок – это тот, который сделан своими руками. Вы согласны со мной? Предлагаю вам сделать для мамы подарок – украсить платье для мамы татарским орнаментом. Но прежде, вспомним, какие узоры вы знаете? (Дети садятся за столы, перед экраном. Вниманию детей предлагается презентация «Татарские орнаменты». В ходе просмотра которой, дети называют основные семь орнаментов: тюльпан – ләлә; колокольчик –кыңгырау чәчәк; пион – чалмабаш; лист – яфрак; шиповник – гөлҗимеш; трехлистник – өч яфрак; гвоздика – канәфер чәчәге. Также педагог напоминает основные цвета, характерные для татарского орнамента. Дети называют эти цвета на татарском языке.)

Воспитатель. А теперь займемся изготовлением наших подарков. (На столах приготовлены стаканчики с водой, гуашь, кисти, готовые альбомные листы в виде платья, трафареты с орнаментами. Воспитатель предлагает украсить «платье» татарскими узорами. Для создания соответствующей атмосферы, включает татарскую мелодию или песню.) После того, как дети закончили рисовать, воспитатель предлагает вспомнить все, что они сегодня делали. Спрашивает, понравилось ли им заниматься, и что больше всего понравилось? Подводит итоги. Благодарит гостей за внимание.