5 задач, чтобы быстро и легко найти периметр многоугольника
№ 152
Айгуль КУТДУСОВА,
учитель начальных классов средней школы№6 г. Арска
Младшие школьники проявляют большой интерес к изучению геометрического материала, легко запоминают названия геометрических фигур и выделяют их свойства в процессе практических действий с ними. В начальной школе дети учатся решать задачи на нахождение длины незамкнутой и замкнутой ломаной линии, переходя постепенно к нахождению периметра многоугольника. А как научить ребенка решать такие задачи?
Ведь если научить ребенка самостоятельно решать задачи на нахождение периметра многоугольника во II – III классах, то он легко будет вычислять периметр и «сложной» фигуры в V – VII классах. И самое главное – этот навык пригодится ребенку в жизни! Инженеру-строителю, швее, дизайнеру ландшафтов тоже необходимо знать и уметь находить периметр многоугольника.
Занимаясь по этим задачам, учащиеся II – IV классов смогут легко и быстро освоить вычисление периметра фигур, а главное, вооружиться необходимыми геометрическими основами и уверенно шагнуть во взрослую жизнь, самостоятельно принимать решения.
Памятка для решения задач, нахождение периметра фигур
1-я задача. Найди периметр треугольника со сторонами 3см, 5см, 6см.
Объясняю: чтобы найти периметр треугольника, нужно все 3 стороны сложить.
Запись в тетради: Р = 3 + 5 + 6 = 14 (см).
Ответ: 14 см (периметр треугольника).
2-я задача. Найди периметр прямоугольника со сторонами 2см и 5см.
Объясняю:
1-й способ. Чтобы найти периметр прямоугольника, нужно все 4 стороны сложить.
Запись в тетради: Р = 2 + 5 + 2 + 5 = 14 (см) или Р = 2 + 2 + 5 + 5 = 14 (см).
Ответ: 14 см (периметр прямоугольника).
2-й способ. Чтобы найти периметр прямоугольника применяю формулу Р = (а + b)·2, где а – длина одной стороны, b – длина второй стороны.
В формулу вместо букв поставлю известные данные Р = (2 + 5)·2 = 14 (см)
Запись в тетради: Р = (2 + 5)·2 = 14 (см).
Ответ: 14 см (периметр прямоугольника).
3-я задача. Найди периметр квадрата со стороной 3 см.
Объясняю:
1-й способ. Чтобы найти периметр квадрата, нужно все 4 стороны сложить.
Запись в тетради: Р = 3 + 3 + 3 + 3 = 12 (см).
Ответ: 12 см (периметр квадрата).
2-й способ. Чтобы найти периметр квадрата применю формулу Р = а·4, где а – длина стороны квадрата. В формулу вместо буквы а, поставлю известные данные
Запись в тетради: Р = 3·4 = 12 (см).
Ответ: 12 см (периметр квадрата).
4-я задача.
А) Длина одной из сторон прямоугольника равна 6 см, длина другой стороны – на 4 см больше. Найди периметр прямоугольника.
Объясняю: у прямоугольника противоположные стороны равны. Чтобы найти периметр прямоугольника, нужно все 4 стороны сложить. Но неизвестна вторая сторона, найду сначала её. В задаче сказано, что она больше первой на 4 см, буду прибавлять: 1) 6 + 4 = 10 (см) – вторая сторона. Все стороны известны, могу найти периметр, сложу все четыре стороны: 2) 6 + 6 + 10 + 10 = 32 (см)
Запись в тетради:
- 6 + 4 = 10 (см) – вторая сторона.
- 6 + 6 + 10 + 10 = 32 (см) или Р = (6 + 10)·2 = 16·2 = 32 (см)
Ответ: 32 см (периметр прямоугольника).
Б) Длина одной из сторон прямоугольника равна 8 см, длина другой стороны – на 5 см меньше. Найди периметр прямоугольника.
Объясняю: у прямоугольника противоположные стороны равны. Чтобы найти периметр прямоугольника, нужно все 4 стороны сложить. Но неизвестна вторая сторона, найду сначала её. В задаче сказано, что она меньше первой на 5 см, буду вычитать: 1) 8 – 5 = 3 (см) – вторая сторона. Все стороны известны, могу найти периметр, сложу все четыре стороны: 2) 8 + 8 + 3 + 3 = 22 (см)
Запись в тетради:
- 8 – 5 = 3 (см) – вторая сторона.
- 8 + 8 + 3 + 3 = 22 (см) или Р = (8 + 3)·2 = 11·2 = 22 (см).
Ответ: 22 см (периметр прямоугольника,.
5-я задача. Начерти квадрат, периметр которого равен 16 см.
Объясняю: чтобы начертить квадрат, нужно знать длину стороны, а она неизвестна. Я знаю, что у квадрата все четыре стороны равны, что периметр квадрата равен 16 см. Разделю периметр 16 см на 4 стороны, получу одну сторону.
Запись в тетради:
16: 4 = 4 (см) – сторона квадрата.
Черчу квадрат.
Ведущая роль в развитии наглядно-образного мышления принадлежит учителю. Его методическая подготовка, педагогическое мастерство и творческая инициатива помогут внести много интересного и нового в содержание изучаемого геометрического материала. Решение таких задач на уроках математики, как показывает практика работы, оказывает влияние не только на развитие наглядно-образного мышления, но и на приобретение опыта в познании окружающего мира и начал геометрических представлений, а также на усвоение знаний в целом.
Занимаясь по этим задачам, вы сможете развивать наглядно-образное мышление и приобретение опыта в познании окружающего мира и начал геометрических представлений, а также на усвоение знаний в целом.