Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

Наиля САТТАРОВА,

учительлогопед

детского сада №159 г.Казани

 

Аннотация: Развитие связной речи у детей дошкольного возраста является одной из ключевых задач современного образования. Данная работа освещает основные аспекты формирования речевых навыков у детей, включая лексическое развитие, грамматическую правильность и развитие связности в речь. Рассматриваются методы и приемы работы с детьми, направленные на улучшение их способности к выразительному и логичному изложению мыслей.

Ключевые слова: связная речь, дошкольный возраст, речевое развитие, методы обучения, логопедия, коммуникация

 

Актуальность темы обусловлена необходимостью подготовки детей к успешному обучению в школе и социализации в обществе. Развитие связной речи влияет на общее когнитивное развитие ребенка и его способность к взаимодействию с окружающими. В условиях современных образовательных стандартов важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и применять инновационные методы и методики в работе с дошкольниками.

Связная речь – это развёрнутое изложение определённого содержания, в которой соблюдена последовательность предложений, их смысловая взаимосвязь и грамматически правильное оформление.

Это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединённые, законченные отрезки.

Основная функция связной речи  – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе:

  • Диалогическая речь – форма языкового общения, отличительной особенностью которой является поочерёдное говорение одного собеседника с другим.
  • Монологическая речь – это связное, последовательное изложение чего-либо, которое протекает дольше по времени и не требует незамедлительной реакции слушателя.

По мнению исследователей, существуют две разновидности устной связной речи – диалог и монолог, которым присущи свои особенности:

Диалогическая речь – это форма социального взаимодействия, необходимая для обмена мыслями, впечатлениями между двумя людьми. Это первая форма, с которой начинается развитие связной речи ребенка.

Монологическая речь – это речь одного человека, обращённая к слушателю, реальному или воображаемому.

Монолог состоит из ряда логически последовательно связанных между собой предложений, интонационно оформленных и объединённых единым содержанием или предметом высказывания.

В диалоге предложения являются односложными, они наполнены интонациями и междометиями. В диалоге важно умение быстро и точно формулировать свои вопросы и давать ответы на поставленные вопросы собеседника.

В речи монологического типа ребенку необходимо говорить образно, эмоционально и при этом мысли должны быть сосредоточенными без отвлечения на детали.

Связная речь может быть ситуативной (связанной с конкретной ситуацией) и контекстной (построенной без учета конкретной ситуации с опорой только на языковые средства).

Одним из условий развития речи в широком смысле является культурно-языковая среда. Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих. Развивать речь следует не столько путем методических приемов и указаний, сколько путем примера и образца. Одним из основных методов речевого развития является обучение, определенным кругом речевых навыков и умений. Развитие речи осуществляется также на занятиях по другим разделам программы детского сада. Например, художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания.

Основные задачи развития речи:

  • Обогащение активного словаря.  Ребёнок должен не только знать слово, но и понимать его значение.
  • Развитие фонематического слуха. Необходимо научить ребёнка правильно произносить звуки.
  • Формирование грамматической основы речи. Направлено на освоение склонений слов по падежам, знание произношения во множественном и единственном числах.
  • Развитие связной речи.  Ребёнок должен знать не только отдельные слова, а уметь складывать их в предложения.
  • Воспитание любви и интереса к литературному слову. Ребёнку необходимо научиться понимать художественные произведения, понимать поступки героев, учиться пересказывать.
  • Формирование звуковой аналитико-синтетической активности.  Служит базой для дальнейшего обучения грамоте.

Удельный вес той или иной задачи также меняется при переходе от группы к группе.

Развитие речи и речевое общение дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, в разных формах – как на специальных занятиях, так и вне их.

Упражнения, связанные с выполнением движений, могут использоваться на занятиях (физкультминутки), на прогулке. В процессе подвижных игр, в часы утренней гимнастики проводят упражнения, в которых речевой материал сочетается с действиями ребенка. Именно в движении эффективно усваиваются грамматические правила, передается тот или иной художественный образ.

Последовательность работы над связной речью:

воспитание понимания связной речи;

воспитание диалогической связной речи;

воспитание монологической связной речи,

Приемы работы:

работа над составлением рассказа – описания;

работа над составлением рассказа по серии сюжетных картинок;

работа над составлением рассказа по одной сюжетной картинке;

работа над пересказом;

работа над самостоятельным рассказом.

Формирование связной речи у дошкольников

Методика развития связной речи включает в себя не только обучение ребенка навыкам логического изложения собственных мыслей, но и пополнению его словарного запаса.

Основными средствами развития связной речи являются:

беседы;

дидактические игры;

театрализованные игры.

Исследование показало, что успешное развитие связной речи у детей дошкольного возраста зависит от комплексного подхода, включающего как непосредственно речевую практику, так и развивающие игры, которые стимулируют интерес ребенка к языковым формам. Успешные результаты достигаются при активном вовлечении родителей в процесс обучения и создании поддерживающей речевой среды. Необходимость создания программ, направленных на развитие связной речи, остается важной задачей для педагогов и специалистов в области дошкольного образования.

 

 

Список использованной литературы

1.Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.- М, 2008. – с.27–43.

2.Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2010. – 213 с.

3.Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей дошкольной группе детского

4.Дьяченко О. Основные направления работы по программе «Развитие» для детей старшей группы / О.Дьяченко, Н. Варенцова // Дошкольное воспитание. – 2007. – №9. – С. 10–13.