Насекомые (урок по окружающему миру в 2 классе)
Насекомые
(Урок по окружающему миру в 2 классе)
Диляра ГАТАУЛЛИНА
учитель начальных классов
Нурминской средней школы
Балтасинского района
Цель, задачи урока
Цель: дать представление о строении, питании и значении насекомых в природе и жизни человека Задачи: Образовательные: – Формировать у учащихся понятия отличительных особенностей строения насекомых. – Познакомить учащихся с классификацией насекомых по способу питания. – Дать представления о группах насекомых по среде обитания. – Обобщить знания о роли насекомых в природе и для человека. Развивающие: – Формировать способности наблюдать, мыслить, делать выводы. – Формировать умение пользоваться разными источниками информации. – Формировать личностную позицию каждого учащегося, умение работать в группе, навык конструктивного общения; положительные качества личности Воспитательные: – Воспитывать ценностное отношение к природе. – Способствовать воспитанию положительного эмоционального отношения к процессу познания, чувства взаимопомощи и товарищества |
|
Межпредметная связь
Тип урока Организация пространства Ресурсы Оборудование |
математика, ИЗО, литературное чтение
урок изучения и первичного закрепления новых знаний. индивидуальная, фронтальная, групповая О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов «Наш мир». Учебник. 2 класс О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов «Наш мир ». Хрестоматия. 2 класс Мультимидейная презентация, аудиозапись «В мире животных», Толковый словарь русского языка Ожегова С.И.; Н.Ю. Шведовой; демонстрационный материал «Насекомые», лупы, план работы, сигнальные карточки, мёд, муляж овощей, шёлковый платок. |
План урока
- I. Организационный момент.
– Добрый день, дорогие ученики, любители природы и родного края. Если бы не было лучей солнца, то оно бы нам не дарило тепло и свет. Давайте мы с вами возьмёмся за руки и, как лучи солнца, подарим друг другу энергию тепла и радости. И пусть атмосфера нашего урока станет чуточку теплее.
На сегодняшнем уроке мы с вами продолжим изучать таинственный и удивительный мир природы. Ребята, в руках у каждого из вас есть карточки. Вы, посмотрев на эти картинки, должны разделиться на три группы (распределяются на группы на местах).
– Ребята, скажите, пожалуйста, какие группы у нас сформировались? (рыбы, птицы и звери)
– Группа «рыб» присаживайтесь за первый стол, группа «птиц» – за второй, а группу «зверей» пригласим за третий стол.
- II. Актуализация знаний.
– Молодцы, ребята. Вы правильно распределились по группам, потому что вы начали знакомиться с большим разделом окружающего мира «Животные» и хорошо освоили разнообразие животных.
III. Целеполагание и мотивация
– Ребята, посмотрите на доску. (показ таблицы «Классификация животных» ).
– Какие группы животных вы здесь видите? А какой группы не было, когда вы делились на группы? (насекомые)
– Значит, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? Кто мне может сказать тему нашего урока?
– Ребята, а что вы знаете о насекомых?
– Где можно встретить насекомых? Где они живут? Они маленькие или большие?
– Правильно, насекомые очень хорошо могут приспосабливаться к любой среде. Они живут в мире повсюду, за исключением морских глубин. В почве, воде и воздухе.
– Если бы всех животных суши собрать вместе, то большую часть заняли бы насекомые. Их в мире более миллиона видов, что интересно, каждый год ученые находят новые виды насекомых и изучают их.
– А вы хотите их изучить? Ребята, на сегодняшнем уроке вы не просто ученики, а будете энтомологами, и мы заглянем в загадочный мир насекомых.
– Вы, наверное, задались вопросом: кто же такие энтомологи? Чтобы узнать значение этого слова, обратимся к толковому словарю русского языка. (1 ученик читает).
– Энтомо́лог — ученый, специалист по энтомологии. Раздел зоологии, изучающий насекомых. Энтомо́лог— ученый, специалист по энтомологии. .
– Ребята, вы ёще мне не всё рассказали о насекомых. Что нового вы бы хотели узнать об этих замечательных существах? (ответы детей)
– Чтобы ответить на ваши вопросы, мы проведём исследовательскую работу в группах.
– Для этого нам нужно выяснить, что же именно мы хотим узнать о насекомых. Чтобы достичь цели урока и ответить на ваши вопросы необходимо составить план изучения насекомых.
– Друзья, вы хотите изучить строение насекомых?
– Первым пунктом нашего плана будет изучение строения насекомых. (Строение насекомых)
– Интересно, чем же питаются насекомые? Это и будет второй пункт плана. (Питание насекомых)
– Могут ли насекомые помогать человеку? Надо ли оберегать насекомых? Есть ли от них польза?
–Так же мы поговорим о значении насекомых в природе. (Значение насекомых)
– Для того, чтобы ответить на эти вопросы, мы выполним небольшую проектную работу.
– Учащиеся первой группы будут изучать строение насекомых в лаборатории.
– Следующая группа, будет заниматься исследовательской деятельностью в библиотеке и расскажет нам, чем питаются насекомые.
–Третья группа изучит значение насекомых в природе.
III. Открытие нового знания.
Перед вами план вашей работы
1 группа, внимательно рассмотрев и изучив внешний вид и строение насекомых, заполнит свою карточку.
2 группа будет работать с учебником. Вы прочитаете о том, как питаются насекомые и сделаете вывод: на какие группы можно разделить насекомых по типу питания и заполните таблицу.
3 группа расскажет о значении насекомых в природе. Ребята, попробуйте выполнить следующее задание. В моих руках поднос и на нем 3 предмета: огурец, мед и шелковый платок. Друзья, обменяйтесь своими мнениями, выскажите свою точку зрения: какая связь между этими предметами и насекомыми (учащиеся под музыку выполняют задания)
- IV. Закрепление новых знаний.
- Я вижу: наши группы плодотворно поработали.
И сейчас я приглашаю первую группу для выступления. К какому выводу вы пришли, чем отличаются насекомые от животных по строению. (представитель группы читает заполненную карточку.
- Тело насекомого состоит из 3 частей
- Тело насекомого состоит из: 1) головы, 2) груди 3) брюшка
- У насекомых есть 3 пары, или 6 ног
- На голове насекомого есть 2 усика.
– Это сколько пар? (одна)
- Ещё что вы видите на голове? (глаза). Сколько их? Ребята, у насекомых может быть два глаза, как у людей, а может быть и 3,4,5 и даже 10. Если уши людей находятся в области головы, а у насекомых они могут быть везде. Усики насекомых – самое чувствительное место. Мы – люди чувствуем запах носом, а насекомые усами. Вот, например, пчёлы чувствует запах сладких растений за несколько километров.
Ребята, давайте подведём итоги. По каким признакам мы отличаем насекомых от животных. Можно отличить по 3 признакам:
- Тело состоит из 3 частей: голова, грудь и брюшко
- У них всегда есть 3 пары, или 6 ног
- На голове насекомого есть 2 усика
- У многих насекомых при развитии появляются крылья. Молодцы, ребята, садитесь по своим местам.
– Ребята, я хочу вам задать интересный вопрос. (раздаю муляжи пауков)
– Что это?
– Обсудите в группах: Паук – это насекомое? Для обсуждения я даю пол минуты.
– Мы с вами называли отличительные признаки насекомых: у них всегда 6 ног, сосчитайте сколько ног у паука?
– Значит, паук – это не насеокмое. Ребята, пауки входят в класс паукообразных, более подробно о пауках вы будете изучать в старшх классах.
– Дадим слово II группе.
Вы поработали с учебником. И узнали, на какие группы можно разделить насекомых по типу питания. Используя данные в таблице, расскажите, что же едят насекомые?
– Насекомые по типу питания делятся на растительноядные, хищные, всеядные. Ребята, чем же питаются растительноядные насекомые? Растения – для многих насекомых самая вкусная еда. Они едят корни, стебли, листья и плоды растений. Например: тля высасывает соки из листьев, некоторые жуки едят древесину. Многие бабочки и шмели питаются пыльцой. К растительноядным мы можем отнести бабочек, шмелей, тлей, ос и пчёл.
– А вы знаете, чем питаются, например, божьи коровки или стрекозы? Божьи коровки, ребята, охотятся на тлей, стрекозы поедают мух и комаров. Таких насеокмых мы к какой группе отнесём? Правильно хищники. Вот они: жужелица, стрекоза, божья коровка.
– А есть такие насекомые, которые едят и растения и других насекомых. Как называется такой тип? (всеядные). Например: в пищу муравьям идёт всё: живые и погибшие насекомые, соки плодов и растений. Так же к всеядным можно отнести, тараканов, уховёртку.
– Значит, по типу питания насекомых на какие группы мы распределили? Растительноядные, хищники, всеядные. Спасибо. Садитесь.
– Теперь я проверю, насколько вы усвоили группы насекомых по способу питания. (раздаю каждому ученику карточки)
– Подпишите свои имена и фамилии. Все учащиеся изучают таблицу с названиями насекомых и перечеркивают прямой линией названия трех насекомых: (или по диагонали, или вертикально, или горизонтально):
Учащиеся первой группы перечёркивают только растительноядных насекомых;
Вторая группа – только хищных насекомых;
Третья группа – перечёркивает только всеядных. (выполняют)
– Давайте проведём взаимопроверку. Обмениваемся карточками в группах. Сверим с доской и поставим оценки. Если работа выполнена без ошибок, то ставим «5», одна ошибка «4», если сделали 2–3 ошибки, ставим оценку «3». Положили работы на край стола. В конце урока я проверю и оценю ваши работы.
Приглашаю III группу для выступления.
– Ребята, вы должны были рассказать нам о значении насекомых. Какой ответ вы приготовили?
У меня к вам был вопрос посложнее. Вы нашли связь между этими предметами и насекомыми? Как же всё-таки связаны мёд, овощ и шёлк с насекомыми?
– Ребята, кто нам даёт мёд?
– А какое отношение к насекомым имеет огурец? Такие насекомые как пчёлы, бабочки и другие, перелетая с цветка на цветок, собирают нектар и пыльцу. Таким образом они опыляют растения. Лишь опылённые растения дают семена и плоды.
– Давайте выясним значения слов: нектар и пыльца
– Что у меня в руках? (шёлковый платок). А как производятся (ткут) шелковые платки?
Шелковая ткань изготовляется из нитей, получаемых из коконов гусениц шелкопряда. Шелковые нити используются и в медицине в области хирургии. Об этом вы подробнее узнаете в старших классах
– А теперь вы можете сказать, каково значение насекомых в природе и жизни человека?
Они нужны нам? Есть ли от них польза и все ли они нужны?
Послушайте внимательно маленькую сказку.
Собрались все животные в круг и начали спорить, кто важней всего, а кого нужно убрать из насекомых. Медведь говорит: « Насекомых очень много на Земле, их больше, чем всех животных вместе. Давайте оставим только полезных насекомых, а то эти комары и мухи только кусаются да инфекции переносят, а осы грабят пчел, мой мед воруют. Давайте оставим только пчел и бабочек». А лягушки и птицы отвечают:
«Это тебе комары и мухи, осы мешают, но если их не будет, то погибнем мы. Ведь это наша пища. Мы питаемся этими насекомыми. Решили тогда животные…
– Как вы думаете, что решили животные?
– Что будет, если исчезнут насекомые?
– Над этим вопросом вы подумаете дома.
– Ваше домашнее задание:
- Прочитать 9 –11 страницы учебника и ответить на вопросы.
- Прочитать 72 страницу хрестоматии, придумать конец сказки.
- Используя информацию из интернет-ресурсов, подготовить ответ на вопрос: «Что будет, если исчезнут насекомые».
- V. Рефлексия
– Ребята, какие цели вы ставили перед собой в начале урока?
– Как думаете, вы добились поставленных целей?
– Мы поэтапно рассмотрели жизнь насекомых.
- Изучили строение насекомых? (убирается знак вопроса с доски)
- Мы узнали, на какие группы делятся насекомые по способу питания? (убирается знак вопроса)
- Мы узнали о пользе насекомых, об их значении в природе? (убирается знак вопроса)
– Значит, мы добились поставленных целей.
– Ребята, вам понравилось быть энтомологами, то есть изучать жизнь насекомых?
– Я очень довольна вашей наблюдательностью, активной и плодотворной работой.
– В заключении урока я бы хотела обратиться к вам такими словами: Давайте будем друзьями природы. А чтобы быть настоящим другом, нужно не просто любить и восхищаться, а углублять познания об окружающем мире и беречь природу!