Насекомые (урок по окружающему миру в 2 классе)

Насекомые

рок по окружающему миру в 2 классе)

 

Диляра ГАТАУЛЛИНА

учитель начальных классов

Нурминской средней школы

 Балтасинского района

 

 

Цель, задачи урока

Цель: дать представление о строении, питании и значении насекомых в природе и жизни человека

Задачи:

Образовательные:

– Формировать у учащихся  понятия отличительных особенностей строения насекомых.

– Познакомить учащихся с классификацией насекомых по способу питания.

– Дать представления о группах насекомых по  среде обитания.

– Обобщить знания о роли насекомых в природе и для человека.

Развивающие:

– Формировать способности наблюдать, мыслить, делать  выводы.

– Формировать умение пользоваться разными источниками   информации.

– Формировать  личностную позицию каждого учащегося, умение работать в группе, навык конструктивного общения; положительные качества личности

 Воспитательные:

–  Воспитывать ценностное отношение к природе.

–        Способствовать воспитанию положительного эмоционального  отношения к процессу познания, чувства взаимопомощи и  товарищества

Межпредметная связь

Тип урока

Организация пространства

Ресурсы

Оборудование

математика, ИЗО, литературное чтение

урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

индивидуальная, фронтальная, групповая

О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов «Наш мир». Учебник.  2 класс

О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов «Наш мир ». Хрестоматия.  2 класс

Мультимидейная презентация, аудиозапись «В мире животных», Толковый словарь  русского языка  Ожегова С.И.; Н.Ю. Шведовой; демонстрационный материал «Насекомые», лупы, план работы, сигнальные карточки, мёд, муляж овощей, шёлковый платок.

 

 

 

 

План урока

 

  1. I. Организационный момент.

– Добрый день, дорогие ученики,  любители  природы и родного края.  Если бы не было лучей солнца, то оно бы нам не дарило  тепло и свет. Давайте мы с вами возьмёмся за руки и, как лучи солнца, подарим друг другу энергию тепла и радости. И пусть атмосфера нашего урока  станет чуточку теплее.

      На сегодняшнем уроке мы с вами продолжим изучать таинственный и удивительный мир природы. Ребята,  в руках  у каждого из вас есть карточки. Вы, посмотрев на эти картинки, должны разделиться на три группы (распределяются на группы на местах).

– Ребята, скажите, пожалуйста, какие группы у нас сформировались? (рыбы, птицы и звери)

– Группа «рыб» присаживайтесь за первый стол, группа «птиц» – за второй, а группу «зверей»  пригласим за третий стол.

  1. II. Актуализация знаний.

Молодцы, ребята. Вы правильно распределились по группам, потому что вы начали знакомиться с большим разделом окружающего мира «Животные» и хорошо освоили разнообразие животных.

III. Целеполагание и мотивация

– Ребята, посмотрите на доску. (показ таблицы «Классификация животных» ).

Какие группы животных вы здесь видите? А какой группы не было, когда вы делились на группы? (насекомые)

– Значит, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? Кто мне может сказать тему нашего урока?

– Ребята, а что вы знаете о насекомых?

– Где можно встретить насекомых? Где они живут? Они маленькие или большие?

– Правильно, насекомые  очень хорошо могут приспосабливаться к любой среде. Они живут в мире повсюду, за исключением морских глубин. В почве, воде и воздухе.

– Если бы всех животных суши собрать вместе, то большую часть заняли бы насекомые. Их в мире более миллиона видов, что интересно, каждый год ученые  находят новые виды насекомых и изучают их.

– А вы хотите их изучить? Ребята, на сегодняшнем уроке вы не просто ученики, а будете энтомологами, и мы заглянем в загадочный мир насекомых.

– Вы, наверное, задались вопросом: кто же такие энтомологи? Чтобы узнать значение этого слова, обратимся к толковому словарю русского языка. (1 ученик читает).

Энтомо́лог — ученый, специалист по энтомологии. Раздел зоологии, изучающий насекомых. Энтомо́лог— ученый, специалист по энтомологии. .

– Ребята, вы ёще мне не всё рассказали о насекомых. Что нового вы бы хотели узнать об этих замечательных существах? (ответы детей)

– Чтобы ответить на ваши вопросы, мы проведём исследовательскую работу в группах.

– Для этого нам нужно выяснить, что же именно мы хотим узнать о насекомых. Чтобы достичь цели урока и ответить на  ваши вопросы  необходимо составить план изучения насекомых.

– Друзья, вы хотите изучить строение насекомых?

– Первым пунктом нашего плана будет изучение строения насекомых. (Строение насекомых)

– Интересно, чем же питаются насекомые? Это и будет второй пункт плана. (Питание насекомых)

– Могут ли насекомые помогать человеку? Надо ли оберегать насекомых? Есть ли от них польза?

–Так же мы поговорим о  значении насекомых в природе. (Значение насекомых)

– Для того, чтобы ответить на  эти вопросы, мы выполним небольшую проектную работу.

– Учащиеся первой группы  будут изучать  строение насекомых в лаборатории.

– Следующая группа, будет заниматься исследовательской деятельностью в библиотеке и расскажет нам, чем питаются насекомые.

–Третья группа изучит значение насекомых в природе.

    III. Открытие нового знания.

Перед вами план вашей работы

1 группа, внимательно рассмотрев и изучив внешний вид и строение насекомых, заполнит свою карточку.

2 группа будет работать с учебником. Вы прочитаете  о том, как питаются насекомые и сделаете  вывод: на какие группы можно разделить насекомых по типу питания и заполните таблицу.

3 группа расскажет о значении насекомых в природе. Ребята, попробуйте выполнить следующее задание. В моих руках  поднос и на нем 3 предмета: огурец, мед и шелковый платок. Друзья, обменяйтесь своими мнениями, выскажите свою точку зрения: какая связь между этими предметами и насекомыми (учащиеся под музыку выполняют задания)

  1. IV. Закрепление новых знаний.
  • Я вижу: наши группы плодотворно поработали.

И сейчас я приглашаю первую группу для выступления. К какому выводу вы пришли, чем отличаются насекомые от животных по строению. (представитель группы читает заполненную  карточку.

  1. Тело насекомого состоит из 3 частей
  2. Тело насекомого состоит из: 1) головы, 2) груди 3) брюшка
  3. У насекомых есть 3 пары, или 6 ног
  4. На голове насекомого есть 2 усика.

– Это сколько пар? (одна)

  • Ещё что вы видите на голове? (глаза). Сколько их? Ребята, у насекомых может быть два глаза, как у людей, а может быть и 3,4,5 и даже 10. Если уши людей находятся в области головы, а у насекомых они могут быть везде. Усики насекомых – самое чувствительное  место. Мы – люди чувствуем запах носом, а насекомые усами. Вот, например, пчёлы чувствует  запах сладких растений за несколько километров.

Ребята, давайте подведём итоги. По каким признакам мы отличаем насекомых от животных.  Можно отличить по  3 признакам:

  1. Тело состоит из 3 частей: голова, грудь и брюшко
  2. У них всегда есть 3 пары, или 6 ног

 

  1.  На голове насекомого есть 2 усика
  2. У многих насекомых  при развитии появляются крылья.  Молодцы, ребята, садитесь по своим местам.

– Ребята, я хочу вам задать интересный вопрос. (раздаю муляжи пауков)

– Что это?

– Обсудите в группах: Паук – это насекомое? Для обсуждения я даю пол минуты.

– Мы с вами называли  отличительные признаки насекомых:  у них всегда 6 ног, сосчитайте сколько ног у паука?

– Значит, паук – это не насеокмое. Ребята, пауки входят в класс паукообразных, более подробно о пауках вы будете изучать  в старшх классах.

Дадим слово II группе.

Вы поработали  с учебником. И узнали, на какие группы можно разделить насекомых  по типу питания. Используя данные в таблице, расскажите, что же едят насекомые?

– Насекомые  по типу питания делятся на растительноядные, хищные, всеядные. Ребята, чем же питаются растительноядные насекомые? Растения  – для многих насекомых  самая вкусная еда. Они едят корни, стебли, листья  и плоды растений. Например:  тля высасывает соки из листьев, некоторые жуки едят древесину. Многие  бабочки и шмели питаются пыльцой. К растительноядным мы можем  отнести бабочек, шмелей, тлей, ос и  пчёл.

–  А вы знаете, чем питаются, например, божьи коровки или стрекозы? Божьи коровки, ребята,  охотятся на тлей, стрекозы поедают мух и комаров. Таких насеокмых мы к какой группе отнесём? Правильно хищники. Вот они: жужелица,  стрекоза, божья коровка.

– А есть такие насекомые, которые едят и растения и других насекомых. Как называется такой тип? (всеядные). Например: в пищу муравьям идёт всё: живые и погибшие насекомые, соки плодов  и растений. Так же к всеядным можно отнести, тараканов, уховёртку.

– Значит, по типу питания  насекомых  на какие группы  мы распределилиРастительноядные, хищники, всеядные. Спасибо. Садитесь.

– Теперь я проверю, насколько вы усвоили группы насекомых по способу питания. (раздаю каждому ученику карточки)

– Подпишите свои имена и фамилии. Все учащиеся изучают таблицу с названиями насекомых и перечеркивают прямой линией названия трех насекомых: (или по диагонали, или вертикально, или горизонтально):

Учащиеся первой группы перечёркивают только растительноядных насекомых;

Вторая группа – только хищных насекомых;

Третья группа – перечёркивает только всеядных. (выполняют)

– Давайте проведём взаимопроверку. Обмениваемся карточками в группах. Сверим с доской и поставим оценки. Если работа выполнена без ошибок, то ставим «5», одна ошибка «4», если сделали 2–3 ошибки, ставим оценку «3».  Положили работы на край стола. В конце урока я проверю и оценю ваши работы.

Приглашаю III группу для выступления.

– Ребята, вы должны были рассказать нам о значении насекомых. Какой ответ вы приготовили?

У меня к вам был вопрос посложнее. Вы нашли связь между этими предметами и насекомыми? Как же всё-таки  связаны мёд, овощ и шёлк с насекомыми?

– Ребята, кто нам даёт мёд?

– А какое отношение к насекомым имеет огурец? Такие насекомые как пчёлы, бабочки и  другие, перелетая с цветка на цветок, собирают нектар и пыльцу.  Таким образом они  опыляют растения.  Лишь опылённые растения дают семена и плоды.

–  Давайте выясним значения слов: нектар и пыльца

Что у меня в руках? (шёлковый платок).  А как производятся (ткут) шелковые платки?

Шелковая ткань изготовляется из нитей, получаемых из коконов гусениц  шелкопряда. Шелковые нити используются и в медицине в области хирургии. Об этом вы подробнее узнаете в старших классах

– А теперь вы можете сказать, каково значение насекомых в природе и жизни человека?

Они нужны нам? Есть ли от них польза и все ли они нужны?

Послушайте внимательно маленькую сказку.

Собрались все животные в круг и начали спорить, кто важней всего, а кого нужно убрать из насекомых. Медведь говорит: « Насекомых очень много на Земле, их больше, чем всех животных вместе. Давайте оставим только полезных насекомых, а то эти комары и мухи только кусаются да инфекции переносят, а осы грабят пчел, мой мед воруют. Давайте оставим только пчел и бабочек». А лягушки и птицы отвечают:

«Это тебе комары и мухи, осы мешают, но если их не будет, то погибнем мы. Ведь это наша пища. Мы питаемся этими насекомыми. Решили тогда животные…

– Как вы думаете, что решили животные?

– Что будет, если исчезнут насекомые?

– Над этим вопросом вы подумаете дома.

– Ваше домашнее задание:

  1. Прочитать 9 –11 страницы учебника и ответить на вопросы.
  2. Прочитать 72 страницу хрестоматии, придумать конец сказки.
  3. Используя информацию из интернет-ресурсов, подготовить ответ на вопрос: «Что будет, если исчезнут насекомые».

 

  1. V. Рефлексия

– Ребята, какие цели вы ставили перед собой в начале урока?

– Как думаете, вы добились поставленных целей?

– Мы поэтапно рассмотрели  жизнь насекомых.

  1. Изучили строение насекомых? (убирается знак вопроса с доски)
  2. Мы узнали, на какие группы делятся насекомые по способу питания? (убирается знак вопроса)
  3. Мы узнали о пользе насекомых, об их значении в природе? (убирается знак вопроса)

–  Значит, мы добились поставленных целей.

– Ребята, вам понравилось быть энтомологами, то есть изучать жизнь насекомых?

– Я очень довольна вашей наблюдательностью, активной и плодотворной работой.

– В заключении урока я бы хотела обратиться к вам такими словами: Давайте будем друзьями природы. А чтобы быть настоящим другом, нужно не просто любить и восхищаться, а углублять познания об окружающем мире и беречь природу!