Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

(Урок математики в 6 классе) 

Лилия САУБАНОВА,

учитель-дефектолог Уруссинской школы-интерната для детей с ОВЗ

Задачи:

образовательные: изучение правил сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; повторение темы «Дроби»;

развивающие:

– совершенствование и развитие  зрительно-познавательной активности;

– расширять зону актуального развития ребенка, учить справляться с заданиями разной степени сложности;

воспитательные:

– воспитание самостоятельности, самоконтроля, умения планировать свою деятельность, воспитывать аккуратность при записи примеров и задач с обыкновенными дробями;

– соблюдение здоровье сберегающего режима на уроке;

– повторение,закрепление знаний об обыкновенных дробях, их существенных отличительных признаках;

– научить выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Оборудование: карточки с заданиями по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями», презентация https://cloud.mail.ru/public/Ke3w/s9ciMPekB, учебник (Капустина Г.М., Перова М.Н. Математика. 6 класс, для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида). Степурина С.Е. Математика. Коррекционно-развивающие задания и упражнения (5 –9 классы).

Ход урока

Психологический настрой детей на урок

Учитель. Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем  друг друга. Сегодня чудесный день. Улыбнитесь друг другу. Я рада начать урок. Кто хочет улучшить свои знания? Надеюсь, вы будете активными. Жду от вас красивых ответов.

Актуализация знаний с последующей мотивацией

Учитель. Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Вместе со сказочными героями мы совершим увлекательное путешествие в страну «Математика» и научимся складывать и вычитать числа с одинаковыми знаменателями. Итак, ребята, вы все знаете сказку «Гуси-лебеди». (Ответы учащихся.) Но сейчас послушайте математическую сказку «Гуси-лебеди». Сказочным героям нужны помощники – умные, сообразительные ребята, как вы. Давайте, ребята, мы им поможем! Послушайте сказку.

«Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.

– Доченька, – говорила мать, – мы пойдем на работу, береги братца (Слайд 2) Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загуляла. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях. Вернулась девочка, глядь – братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда – нету! Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, братец не откликнулся. Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди, и пропали за темным лесом. (Слайд 3) Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела – стоит печь:

– Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Печка ей отвечает:

– Съешь моего ржаного пирожка и ответь на эти вопросы – скажу.

– Не стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся, ответь на эти вопросы сама. Девочка не стала отвечать на вопросы, и она побежала».

Учитель. А мы то, ребята, знаем, что на обратном пути ей все равно придётся отвечать на  эти вопросы. Давайте сделаем полезное дело, ответим на эти  вопросы.

Мы с вами, ребята, должны ответить на следующие вопросы: (Слайды 4 – 5)

– Приведите пример обыкновенной дроби. (Ответы учащихся.)

– Назовите числитель дроби.

– Назовите знаменатель дроби.

– Что показывает знаменатель?

– Что показывает числитель?

Учитель. Тут уже наша девочка подбежала к яблоне. (Слайд 6)

– Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

– Поешь моего лесного яблочка и ответь на вопросы по математике – скажу.

– У моего батюшки и садовые не едятся… А математику я вообще плохо знаю. И побежала она.

Мы опять остались и должны ответить на следующие вопросы. (Работа по рисункам.) (Слайды 7 – 9)

– Какая часть квадрата закрашена?

– Подбери к рисунку соответствующую дробь.

– С помощью рисунка вставь недостающий числитель и знаменатель.

Учитель. Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах:

– Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?

– Поешь моего простого киселька с молочком и ответь на вопросы по числовому ряду – скажу.

– У моего батюшки и сливочки не едятся, а  про числовой ряд и что это такое я вообще не знаю…

Долго она бегала по полям, по лесам.

Учитель. А мы с вами, ребята, тут как тут: Рассмотрите числовой ряд по презентации: 3/5; 7/8; 1½; 9/7; 73/7. (Слайд 10)

Учитель. Ответьте на следующие вопросы:

– Назвать только правильные дроби.

– Назвать только неправильные дроби.

– Назвать числитель и знаменатель четвертой дроби.

– Назвать смешанные числа.

Учитель. Вдруг по дороге девочка  видит – стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается. В избушке старая баба Яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. Баба Яга обрадовалась, что и девочка вошла в избушку. (Слайд11) Баба Яга дала ей веретено, а сама ушла.

Девочка прядет – вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей:

– Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу. Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала: «Девица, скажи еще решение этого магического квадрата. (Слайды 12 – 13) Баба-яга меня заколдовала, если ты не найдешь ответ на вопрос, то я погибну». Сидит наша девица, она  не знает решение  магического квадрата.

А может быть, ребята, вы знаете ответ на этот вопрос.

– Ребята прочитайте все дроби записанные в магическом квадрате. Как вы думаете, какое число можно записать вместо вопроса? (Ответы учащихся.)

Учитель. Тут мышка девочке сказала: Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет, выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается. Девочка взяла братца и побежала. Тут их от злых гусей –лебедей скрыли речка, яблоня и печка. Девочка сказала им спасибо и вместе с братцем прибежала домой. А тут и отец с матерью пришли.

Но после этого девочка серьезно стала заниматься математикой. Сегодня мы с ней вместе изучаем тему сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

– Ребята, посмотрите внимательно на экран. (Слайд 16)

– Пришли к сове в гости на званный обед девочка  со своим братцем. На десерт решила сова угостить их яблоками из своего сада. У совы было 10 яблок. Это сколько долей? (10 яблок это  ). А теперь посмотрим, как сова угощала своих гостей.

– Сначала сова на  тарелку братца и сестры положила 2 доли, а потом еще 5 долей. На тарелке оказалось 7 долей, то есть  яблок:  +  =  =

– А теперь давайте все вместе сформулируем правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями (Слайд 17).

У  совы было 10 яблок. (Слайд18) На тарелку положила 10 долей, а потом 4 доли съели. Осталось 6 долей, то есть  яблок:  —  =  = .

– А теперь давайте все вместе  сформулируем правило вычитания  дробей с одинаковыми знаменателями . (Слайд 19).

– Ребята давайте после  получения новых знаний немножко отдохнем! Наши друзья нам подготовили физкультминутку:

Поднимает руки класс – это раз.

Повернулась голова – это два.

Руки вниз – вперед смотри – это три.

Руки в стороны, пошире, развернули на четыре.

С силой их к плечам прижать и немного повращать – это пять.

А на шесть – в ладоши хлопнуть.

И на семь – ногою топнуть.

А на восемь – подтянуться.

И на девять – улыбнуться.

Что ж заряд хороший есть?

Можно нам теперь и сесть. (Слайд 20)

Учитель. Ребята! На следующем этапе мы должны закрепить полученные знания. Сейчас один из вас выходит к доске, и мы решаем примеры с комментированием по карточкам:

Учитель. Ребята, мы сейчас с нашими друзьями решаем примеры по учебнику: № 376, 383,стр. 105 – 106 (Слайды 21 – 22)

Самостоятельная работа

(Онлайн -тестирование на сайте http://www.matematika-na.ru/5class/mat_5_22.php)

Выполнение 1 и 2 задания (Слайд 23)

Учитель. Ребята, расскажите еще раз нашим друзьям, как выполняется сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Понравилась ли вам математическая сказка. (Ответы учащихся.) Оцените свою работу на уроке. (Слайд 24)

– Вы хорошо потрудились. Как вы думаете, кого из вас я могу  похвалить за урок? Кто себя хочет похвалить, за что? Всем хочу сказать большое спасибо за урок.

– Молодцы! Урок окончен.

Домашнее задание

№ 377 (1-я строка), 384 (1-я строка), стр. 105 – 106. (Слайд 25)