Современные неологизмы

(Урок по русскому языку в 6 классе)

Алсу МУЗАФАРОВА,

учитель русского языка и литературы I квалификационной категории многопрофильного лицея №187 г. Казани

 Цели:

– познакомить учащихся с причинами появления новых слов в русском языке;

– научить их применять полученные знания в различных видах деятельности на уроках русского языка и литературы.

Задачи:

Образовательные: дать понятие о неологизмах.

Развивающие: развить речь учащихся, аналитические способности, внимание, память.

Воспитательные: воспитывать интерес к изучаемому предмету.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийная презентация к уроку; компьютер; раздаточный материал: карточки.

Ход урока

  1. I. Организационный момент. Вступительное слово учителя
  2. II. Проверка домашнего задания

III. Актуализация. Сообщение темы и целей урока

Учитель. Ребята, мы с вами продолжаем изучать раздел «Лексика». Давайте с вами проверим, насколько хорошо мы с вами понимаем данный раздел. Обратите внимание на доску. На ней вы видите слова. (Синонимы, антонимы, омонимы, синтаксис, предложение, приставка, диалектизмы, архаизмы, корень, историзмы, окончание.) Вам нужно подчеркнуть только те слова, которые относятся к разделу «Лексика». Итак, давайте посмотрим, что вы выбрали (Синонимы, антонимы, омонимы, диалектизмы, архаизмы, историзмы.) Молодцы!

– Сегодня мы продолжим с вами изучать лексику. На прошлых уроках мы говорили с вами о диалектизмах, профессиональных словах, исконно-русских и заимствованных. Сегодня мы познакомимся с новой группой слов. Ребята, я вам загадаю лексическую загадку, а вы попробуйте её отгадать. О каком слове идет речь?

– В переводе с английского языка это слово имеет значение «устройство, приспособление». Достаточно ли информации для отгадки?

– Это некое устройство, с помощью которого можно упростить некие действия, совершаемые человеком. Ваши предположения?

– С этим словом ассоциируются слова: телефон, планшет, компьютер, смартфон, айфон, интернет, технологии ноутбук, плеер, андроид.

– Правильно! Слово, которое я вам загадала – гаджет. Это слово появилось в нашей речи сравнительно недавно.

– Слова, которые возникли в нашей речи сравнительно недавно, называются неологизмами.

– Запишите тему урока в свои тетради.

  1. IV. Изучение нового материала

1) Знакомство с теоретическим материалом (стр. 38 – 40 – прочитать).

2) Работа по учебнику: (упр. 37 – выполнить письменно).

3) Скажите, когда пройдет много времени, будут ли эти слова считаться неологизмами? Ответы учащихся.

– Ребята, мы с вами узнали, что неологизмы нужны для того, чтобы новые предметы и явления, которые появляются с развитием науки, техники, искусства, получили свои названия. Но всегда ли неологизмы – это новые слова? Давайте посмотрим интересное видео о происхождении этого слова. (Источник: https://www.youtube.com/watch?v=PeIXUhHvhaU Канал «Гуманитарий», видео «Неологизмы в языке. Литературный квартал»)

Новые слова в русском языке могут придумать писатели и поэты. Такие неологизмы будут называться авторскими. Авторские неологизмы создаются писателями, чтобы сделать уже известное слово ярче, насыщеннее, придать ему новый оттенок или сделать свою речь более выразительной.

  1. V. Закрепление пройденного материала
  2. Сейчас я буду диктовать слова, а вы распределите их по следующим колонкам.

 

Профессионализмы Диалектизмы Неологизмы
Вакцина, указка, акварель, вокализ, наждак, учебник, акваланг, шприц, журнал Бурак, печурка, драчёны, замолаживает, гутарить, летятина (дичь), залавье (комод) Провайдер, дизайн, постер, тинейджер, ланч, блокбастер, кастинг, киллер, брокер

 

  1. Задание на карточках: «Восстанови текстовый фрагмент»

А.__________ – программируемое электронное устройство, способное обрабатывать данные и производить вычисления.

Б. С помощью этого устройства можно играть, общаться в ___________, смотреть видео, набирать текст и т.д.

В. ___________ – одна из новейших профессий, которая стала популярна за последние 15 лет. Продвинутые дети уже в начальной школе мечтают стать __________. Подростки не хотят учить математику, а хотят снимать ___________ видеоигр.

Г. Общение в социальных сетях уже достаточно давно стало своеобразной формой самопрезентации пользователей. Они могут самостоятельно выбрать, под каким именем (пользователи называют его «__________») зарегистрироваться, выбрать любую фотографию, назвать любой возраст, круг интересов и т.д.

Слова для справок: стримы, интернет, компьютер, блогер, никнейм

  1. VI. Подведение итога урока

– Что такое неологизмы?

– Как появляются неологизмы в русском языке?

– Что такое авторский неологизм?

– Что удалось на уроке?

– Какие трудности испытали?

VII. Объявление домашнего задания