Брейн-ринг в колледже

(Интеллектуальная игра)

Рушания ИСХАКОВА,

преподаватель Казанского политехнического колледжа

 

Цели:

развивать познавательный и позитивный интерес к предметам естествознание и математики;

– определить уровень и глубину знаний по этим предметам.

Задачи:

образовательные:

– закрепление знаний и умений учащихся, полученные на уроках естествознания и математики;

– расширение общего кругозора;

воспитательные: формирование навыков коллективной работы, потребности взаимопомощи;

развивающие:

– развитие логического мышления, внимания, памяти;

– развитие потребности в самостоятельном приобретении новых знаний, активизировав познавательную деятельность;

– развитие стойкого позитивного интереса к предметам.  

Оборудование и материалы: раздаточный материал, кроссворд (занимательные вопросы по биологии и математике), компьютер, лабораторное оборудование, песочные часы.

Ход внеклассного мероприятия

Приветствие участников.

Ведущий. Мы рады приветствовать всех участников игры. Сегодня вам предоставлена возможность не только показать свои знания и умения, полученные на уроках естествознания и математики, но и применить быстроту своего мышления, внимание. Надеюсь, задания, которые вас ждут на каждой станции, раскроют перед вами мир этих предметов несколько с другой стороны. Мы вам желаем успехов и пусть победят сильнейшие.

I раунд. Растительный и животный мир.

1-я команда

  1. Какой гриб носит название лесного хищника?
  2. Планета солнечной системы, на которой доказано наличие жизни.
  3. Какая ягода бывает черной, красной, белой?
  4. Какое море в древности называли Янтарным?

2-я команда

  1. Это хвойное светолюбивое дерево. Может расти на песчаных почвах. Его крона всегда поднималась высоко в небо. Что это за дерево?
  2. У этого растения длинный стебель, круглые плавающие листья и белый нежный цветок. Цветёт с июля по август, украшает поверхность воды.
  3. Из этого растения делают волокно, из волокна – нитки, из ниток – ткань; из ткани шьют одежду. Что это за дерево?
  4. Это долговечное и самое крепкое дерево в наших лесах. Его листья распускаются поздно весной. Что это за дерево?

1-я команда

  1. Назовите насекомое: «Я работаю в артели у корней лохматой ели. По буграм тащу бревно, больше плотника оно».
  2. Какие животные живут в земле, питаются насекомыми-вредителями, но, проделывая ходы в почве, повреждают корни растений?
  3. Это животное обитает в тихих лесных речках с высокими берегами. Питается ветками ивы, осины и березы. Делает под водой хатки.
  4. Какая птица ударом ноги может убить человека, а клювом бьёт с такой же силой, как лошадь копытом?
  5. Почему австралийскогоф сумчатого медведя – коалы нет ни в одном зоопарке Европы?
  6. Этому животному хвост помогает охотиться, его удар опасен даже для крупных животных. Покрытый роговыми пластинами, он тяжелый, как бревно. Мощным хвостом это животное сбивает жертву с ног, подбрасывает вверх и ловит огромной зубастой пастью.

2-я команда

  1. Кто такой лесной петух?
  2. Какая птица может передвигаться по стволу дерева головой вниз?
  3. В чем главное отличие зрения собаки от зрения человека?
  4. Подсчитано, что организм человека весом 70 кг содержит 180 г этой «белой смерти» без которой, однако, не обойтись. Что это за вещество?
  5. Какая птица не умеет летать?
  6. Почему птицы, попав в глубокий колодец, не могут вылететь из него?

II раунд. Химический кроссворд.

Ребятам необходимо решить кроссворд и прочитать слово по вертикали.

КРОССВОРД «Вещества-указатели»

 

1
2
3
4
5
6
7

 

8
9
 

1

0

 

Вопросы:

  1. Наука о веществах и их свойствах.
  2. Вещества, состоящие из двух элементов.
  3. Показывает число атомов в молекуле.
  4. Горизонтальный ряд элементов, начинающийся щелочным металлом и заканчивающийся инертным газом.
  5. Явление, в результате которого из одних веществ образуются другие.
  6. Элемент 4 группы побочной подгруппы.
  7. То, из чего состоят тела.
  8. Признаки, по которым одни вещества отличаются от других.
  9. Ученый, предложивший планетарную модель строение атома.
  10. Элемент, у которого в ядре атома 33 протона.

III раунд. Химическая лаборатория.

В этом раунде ребятам будет предложена лабораторная посуда, надо указать названия химической посуды.

Цилиндр, химический стакан, градусник, термометр, пробирки, штатив, колба, спиртовка, плоскодонная колба.

Вопросы к капитанам (максимальный балл – 10)

  1. Был проделан следующий опыт: взяли два куска накрахмаленных бинта. На первом бинте ватным тампоном, написали букву А йодной водой. На синем фоне первого бинта появилась белая буква А. Второй бинт был однотонно синим. Почему на первом накрахмаленном бинте появилась белая буква, а на втором бинте нет? На втором бинте ватным тампоном, смоченным водой, написали букву Б. Оба бинта выдержали в тепле около 1 минуты и затем опустили в блюдце.
  2. Если прикрепить полоску пластыря кольцом вокруг пальца и не снимать его в течении двух дней, то участок кожи, находившийся под пластырем, окажется светлее. Объясните, почему.
  3. В стрессовом состоянии в организме человека вырабатываются опасные токсины. Каким образом, чаще всего не зависящим от человеческой воли, они выводятся из организма?
  4. Из чего, согласно Гиппократу, образуются первые зубы человека?

Переходим к IV раунду игры. Команды выбирают вопросы из 3 номинаций (основания, кислоты и соли).

Оксиды 3 4 5
Основания 3 4 5
Кислоты 3 4 5
Соли 3 4 5

 

Основание

– 3 балла: как называются растворимые основания?

– 4 балла: как называются и что представляют собой по составу «известковое молоко» и «известковая вода»?

– 5 баллов: каустическая сода — это…

Кислоты

– 3 балла: какая кислота соответствует оксиду (IV)?

– 4 балла: какая кислота соответствует оксиду азота (V).

– 5 баллов: кислота, необходимая для пищеварения.

Соли

– 3 балла: как называются соли угольной кислоты?

– 4 балла: как называются соли азотной и азотистой кислот?

– 5 баллов: химическое название AgNO3

IV раунд. Вопросы по математике.

  1. Трехзначное число состоит из возрастающих (слева направо) цифр. Если это число прочитать, то все слова будут начинаться на одну и ту же букву. Что это за число? (147)
  2. Назовите два числа, у которых количество цифр равно количеству букв, составляющих название каждого из этих чисел. (Сто, миллион)
  3. Человек, который хотел быть и юристом, и офицером, и философом, но стал математиком. Он первый ввел в математику прямоугольную систему координат. (Рене Декарт)
  4. Ученый, который известен как создатель школы математиков. Он открыл замечательные свойства прямоугольных треугольников. (Пифагор)
  5. 5. При помощи пяти единиц составьте число 100, используя любые арифметические действия. (100 = 111–11)
  6. 6. При помощи любых арифметических действий запишите число 100 с помощью пяти пятерок. (5*5*5–5*5, или (5+5+5+5)*5)
  7. Предложение, истинность которого нужно доказать. (Теорема)
  8. Математическое предложение, не требующее доказательства. (Аксиома)

Подведения итогов игры