Путешествие в страну знаний

№ 202

(Интегрированная образовательная деятельность  в подготовительной группе по обучению русскоязычных детей татарскому языку)

Резеда МУХАМЕТГАЛИЕВА,

воспитатель высшей квалификационной категории детского сада №50 г. Казани

Цель образовательной деятельности. Закрепление пройденного лексического материала по теме “Овощи”, “Мебель”, а также ранее приобретенных детьми навыков использования грамматических конструкций в известных и новых учебно-игровых ситуациях “Угадай действие”, “Син нишлисен?”

Задачи:

обучающие:

– обогащение словарного запаса;

– активизация в речи слов, обозначающих предмет, его признак и действие;

– способствовать умению составлять мини-диалоги в речевых ситуациях;

развивающие:

– развивать связную диалогическую речь и обращение друг другу на татарском языке;

– развитие фонематического слуха, усовершенствование артикуляционного аппарата;

воспитательные:

воспитывать умение внимательно слушать ответы товарищей, если нужно, корректно поправлять их;

– воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельность, доброжелательность и выдержку;

– воспитывать интерес к изучению татарского языка.

Дидактическое обеспечение занятия: презентация, муляжи овощей, демонстрационный и раздаточный материал, игрушки: медведи, мебель.

Ход деятельности

Воспитатель. Исәнмесез, балалар!

Дети. Исәнмесез.

Воспитатель. Ребята, сегодня к нам пришли гости, поздароваемся с ними, пожелаем им доброго утра.

Дети. Исәнмесез. Хәерле көн!

Воспитатель. Ребята, давайте расскажем о себе. А поможет нам в этом алма – яблоко.

– Син кем?

Дети. Мин – малай. Мин – Игнат. Мин – әйбәт, акыллы малай.

Воспитатель. А какие еще вопросы мы задаем при знакомстве?

Дети. Синең исемең ничек? Сиңа ничә яшь? Син кайда яшисең?

Воспитатель. Дөрес. Поиграем в игру “Знакомство”, “Танышу” .Для этого найдите себе пары. Первым начинает задавать вопрос тот, кто выше ростом.

– Артур, расскажи, что ты рассказал Артёму.

– Хотим послушать Арину.

Воспитатель: А теперь задает вопрос тот, кто ещё не задавал.

Воспитатель. Молодцы, балалар. Ребята, сегодня я получила видео-обращение от Мальвины из страны знаний. Хотите послушать? (Ответы детей.)

Мальвина. Дорогие ребята! В стране знаний из-за сильного урагана случился беспорядок.  Я одна не справлюсь. Прошу вас помощь мне. Желаю вам удачи.

Воспитатель. Ну что, ребята, поможем Мальвине?

Дети. Да.

Воспитатель. Для этого нам нужно выполнить разные задания. Вы согласны? (Идем по кругу под музыку.)

Воспитатель. Ребята, двери в страну знаний откроются только тогда, когда мы скажем вежливые слова: рәхмәт, исәнме, сау бул, зинһар …

Воспитатель. Вот мы с вами  в стране знаний. Что вы видите на столе? Что с ними случилось? Как думаете,  что нам нужно сделать?

Дети. Нужно овощи и фрукты разложить по корзинам.

Воспитатель. Әйе, дөрес. Бу кәрзингә – яшелчәләр, ә бу кәрзингә җиләк-җимеш салабыз.

Дети. Бу алма. Алма кызыл.

– Бу кыяр. Кыяр яшел.

Воспитатель. Булдырдыгыз, балалар. Для выполнения следующего задания подойдите к магнитной доске. Выберите рисунки овощей и фруктов, которых можно сравнить по тем или иным признакам.

Дети. Бәрәңге түгәрәк, помидор түгәрәк…

Воспитатель. Молодцы. Как вы думаете, мы справились?

– Да.

Воспитатель. А я хочу вам загдать загадку. Внимательно послушайте.

– Ул озынча, баллы, кызгылт-сары төстә.

Дети. Кишер.

Воспитатель. Дөрес. Молодцы. У нас есть картинки-подсказки. Выберите себе их и тоже загадайте загадку.

– Түгәрәк, яшел, зур. Бу нәрсә?

Дети. Кәбестә.

Воспитатель. Идем по кругу под музыку. А в какой сказке мы оказались, ребята?

Дети. «Три медведя».

Воспитатель. А как будет по-татарски медведь?

Дети. Аю.

Воспитатель. Ребята, как вы запомнили это слово?

Дети. Читали расказ.

Воспитатель. Кто помнит этот рассказ? Расскажи …

Воспитатель. Ребята, сядьте поудобнее и послушаем этот рассказ (Рассказы детей по желанию.)

Воспитатель. А почему медведи грустные? Вы не знаете?

Дети. Потому что не могут себе выбрать мебель.

Воспитатель. Поможем?

Дети. Зур аю, мә, зур өстәл, зур урындык, зур карават…

– Кечкенә аю, мә, кечкенә өстәл, кечкенә урындык, кечкенә карават…

Воспитатель. А сейчас отдохнём и поиграем в игру «Отгадай, что я делаю». Выберем водящего. Кем уйный? Артур, покажи нам движения. А мы отгадаем и покажем это движение.

– Балалар, Артур нишли?

Дети. Утыра, ашый…

Воспитатель. Ребята, у нас есть ещё одно задание. Нам нужно найти спрятавшуюся букву. Подойдите сюда. Найдите кызыл, кечкенә түгәрәк. Посмотрите, какая буква там нарисована?

Дети. Буква М.

Воспитатель. Попробуем прочитать букву М. Когда мы произносим [М], у нас губки закрываются, они дружат друг с другом. И когда мы рассказываем о себе, что мы делаем, всегда в конце слышится звук [М] (ашыйм, утырам…). Какие еще слова знаете?

Воспитатель. А теперь поиграем в игру «Син нишлисең?» Встаньте в два круга. Сделаем большой круг и маленький круг. Мальчики будут кружиться под музыку. А когда музыка остановится, девочки задают вопрос «Син нишлисең?».

Воспитатель. Ребята, вы сегодня постарались, показали свои знания и умения. Расскажите, как мы помогали Мальвине? (Ответы детей.)

(Заходит Мальвина с шарами.)

Мальвина. Здравствуйте. Я очень рада встрече с вами. Ребята, спасибо за помощь. Поздравляю с новым учебным годом и хочу  раздать вам подарки.

Воспитатель. Какие замечательные подарки! Полина, нинди шар кирәк?

Полина. Кызыл шар кирәк.

Воспитатель. Мә, кызыл шар.

Полина. Рәхмәт!

Воспитатель. Ребята, вам понравилось в стране знаний? Мне тоже очень понравилось. А теперь нам пора прощаться с Мальвиной и возвращаться в группу. Сау бул, Мальвина.

Мальвина. Сау булыгыз!